Перейти к содержимому

Две точки зрения на важность определений

Можно управлять только тем, что мы осознаем. То, что мы не осознаем, управляет нами
Приписывают Публию Сиру, римскому поэту, I век до н. э.

Человек мыслит понятиями. Если он не понимает, что подразумевает тот или иной термин, он не способен им воспользоваться. Некоторые понятия мы определяем интуитивно (нам кажется, что мы давно/всегда понимали, о чем речь), про некоторые – узнаем из литературы. Иногда мы читаем о чем-то, казалось бы, знакомом, но понимаем, что новое определение дало нам больше, позволило иначе взглянуть на явление.

Дерево Джошуа

Предыдущая глава      Оглавление      Следующая глава

Скачать заметку в формате Word или pdf

Дерево Джошуа

Вот, как пишет об этом Робин Вильямс:

Когда я была маленькой мне подарили на Рождество каталог деревьев. Я решила прогуляться, чтобы опознать деревья, растущие по соседству. Перед выходом из дома я пролистала несколько страниц. Дерево Джошуа показалось мне совершенно незнакомым, я ни разу не видела его, наверное, оно не растет в Калифорнии (см. фото).

Я взяла книгу и отправилась на прогулку. Перед несколькими соседскими домами росли деревья Джошуа. Я прожила здесь 13 лет, и я никогда не видела дерева Джошуа! Но, как только я познакомилась с признаками дерева Джошуа, как только я прочитала название, я стала замечать его везде. Это как раз отражает мою точку зрения. Если вы можете что-то назвать, вы осознаете это. Вы приобретаете над этим власть. Вы владеете этим. Вы держите это под контролем.

Логика определений

Определение – это логическая операция, раскрывающая содержание и сущность понятия (сущность – смысл существования, содержание – совокупность частей). Но сущность, как правило, не лежит на поверхности. За сущностью первого уровня скрывается более глубокая сущность второго, третьего уровня и т.д.

Определения могут быть явными и неявными. Всякий контекст, в котором встречается интересующее нас понятие, является неявным его определением. Явными являются определения через род и видовое отличие. Их общая схема: «А есть В и С». Здесь А – определяемое понятие, В – понятие, более общее по отношению к А (род), С – такие признаки, которые выделяют предметы, обозначаемые А, среди всех предметов, обозначаемых В (видовое отличие). Давая явные определения, следует избегать порочного круга.

Пример: техника Getting Things Done

Я уже давно не надеюсь на свою память, поэтому задачи, дела, идеи доверяю различным электронным носителям. Несколько лет тому назад я прочитал книгу Дэвида Аллена «Как привести дела в порядок» и понял, что дело не в плохой памяти, а в том, что я (в соответствии с теорией Аллена) стремлюсь разгрузить память, не напрягать её запоминанием, что и когда делать, а сконцентрироваться на выполнении самих задач! Действуя интуитивно, опираясь на свой опыт, я выработал некоторые навыки. Знакомство же с теорией Аллена, опора на данное в книге определение техники GTD, позволили мне существенно улучшить методы управления временем, информацией, делами!

Понимание важнее определения

Не все относятся к определениям с таким почтением. Философ Карл Поппер считает, что важность определений сильно преувеличена:

Я, возможно единственный философ, который ненавидит определения. Считается, что термин не имеет значения, пока вы его не определили. Я не говорю, что определения не играют роли при решении тех или иных проблем, но я утверждаю, что для большинства проблем не имеет совершенно никакого значения, может или не может быть определен термин, или как он определен. Все, что важно, — так это то, что нам нужно прийти к пониманию. А определение, конечно, не есть способ понять.

Поппер также критикует точку зрения, в соответствии с которой задача науки – определение подлинной природы вещей. Куда как важнее показать, как ведут себя вещи в различных условиях. Такой подход в настоящее время широко распространен в естественных науках. В то время как общественные науки всё еще зациклены на поиске определений. Поппер считает, что в этом состоит одна из главных причин отсталости общественных наук.

Словами трудно выразить истину

Дзен-буддизма идет еще дальше – он не приемлет слова в принципе. Словами невозможно уловить истину. Большая часть дзена посвящена борьбе против доверия к словам. Лучшее оружие в этой борьбе — коан. Вот пример коана:

Шузан протянул вперед свою короткую палку и сказал: «Если вы скажете, что это короткая палка, то согрешите против действительности. Если вы не скажете, что это короткая палка, то проигнорируете факт. Так что же вы скажете?»

Почему назвать это короткой палкой означало пойти против действительности? Может быть, потому, что подобная категоризация дает иллюзию углубления в действительность, в то время как на самом деле это утверждение даже не поцарапало ее поверхности. Утверждение, что палка короткая, оставляет без внимания огромное количество иных фактов, связанных с палкой. С другой стороны, не назвать ее короткой палкой — означает проигнорировать этот факт, как бы незначителен он не был. Следовательно, слова ведут к частичной истинности — и, возможно, к частичной ложности — но, безусловно, не к полной истине.

Робин Вильямс. «Дизайн для недизайнеров». – СПб: Символ-Плюс, 2008 – 192 с. Конспект: https://baguzin.ru/wp/?p=180

Карл Поппер. Открытое общество и его враги (в 2-х томах). — М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. — 448+528 с. Конспект: https://baguzin.ru/wp/?p=9464

Даглас Р. Хофштадтер. Гедель, Эшер, Бах. Эта бесконечная гирлянда. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2001. – 752 с. Конспект: https://baguzin.ru/wp/?p=12171

Сергей Шабанов, Алена Алешина. Эмоциональный интеллект. Российская практика. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 448 с. Конспект: https://baguzin.ru/wp/?p=7607

Дэвид Аллен. Как привести дела в порядок. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. – 368 с. Конспект: https://baguzin.ru/wp/?p=18856

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *