Перейти к содержимому

1.3. Основные финансовые показатели

Настоящая заметка написана в рамках подготовки курса «Современный управленческий учет».

Позвольте начать с небольшого философского отступления… 🙂 Наши организации являются весьма сложными системами, т.е. сущностями, которые в результате взаимодействия частей могут поддерживать свое существование и функционировать как единое целое. Системы, функционирующие как целое, обладают свойствами, отличающимися от свойств составляющих их частей. Они известны как эмерджентные,  или возникающие, свойства. Они «возникают», когда система работает. Разделив систему на компоненты, вы никогда не обнаружите ее существенных свойств. Единственная возможность узнать, что из себя представляют эмерджентные свойства, состоит в том, чтобы заставить систему работать. Эмерджентные свойства нельзя измерить ни одним из наших органов чувств. Измеряют лишь проявление эмерджентных свойств. В связи с этим, возможны искажения, если ограничиться измерением лишь одного или нескольких параметров.

Из сказанного становится понятным, почему работу компании нельзя охарактеризовать небольшим числом (а уж тем более одним!) показателем. Успех – эмерджентное свойство, которое нельзя измерить прибылью, рентабельностью, долей рынка и т.п. Все эти параметры лишь в той или иной степени характеризуют успех. Тем не менее, финансовые показатели, которые мы сейчас рассмотрим, являются характерными индикаторами успеха. Своим философским отступлением я только хотел предостеречь от абсолютизации того или иного показателя, а также от введения системы управления, основанной на небольшом числе показателей.

Показатели прибыльности (рентабельности)

Маржинальность продаж = (Доходы от продаж – (минус) Себестоимость реализованной продукции) / Доходы от продаж (рис. 1)

Рис. 1. Маржинальность продаж

Подробнее »1.3. Основные финансовые показатели

Эдгар Петерс. Фрактальный анализ финансовых рынков

Фракталы занимает меня всё больше и больше. 🙂 Первое упоминание о них я встретил в книгах Насима Талеба Одураченные случайностью и Черный лебедь. А далее погрузился в предмет, прочитав книгу Бенуа Мандельброта (Не)послушные рынки: фрактальная революция в финансах. Под впечатлением этих произведений я даже предпринял несколько небольших исследований:

Представляю вам еще одну книгу на эту тему. Здесь больше математики, чем в предыдущих произведениях, но я постараюсь не переусердствовать…

Подробнее »Эдгар Петерс. Фрактальный анализ финансовых рынков

Питер Ф. Друкер. Эффективный руководитель

Эту книгу я решил прочитать потому, что она вошла в 100 лучших бизнес-книг всех времен (по версии Джека Коверта и Тодда Саттерстена :)) и не пожалел!

Тираж 2007 г., вышедший в издательстве «Вильмс», сейчас уже вряд ли найдете, но в 2012 г. книга вышла в издательстве Манн, Иванов и Фербер.

Безымянный

Эффективность руководителя обусловлена не «талантом» и уж точно не «гениальными способностями» человека. Эффективный руководитель использует практические методики, которым можно и нужно обучиться. Книги по менеджменту обычно рассказывают об управлении другими людьми. Тема этой книги – управление самим собой для повышения эффективности своей деятельности. То, что люди вообще способны управлять другими людьми, пока никем не доказано. Но вы всегда можете управлять самим собой. Руководители, которые не умеют управлять собой для повышения эффективности своей деятельности, не смогут эффективно управлять своими коллегами и подчиненными. Управление в значительной мере осуществляется на собственном примере. …эффективность работы индивида все больше зависит от его умения эффективно работать в организации, на руководящем посту.

Подробнее »Питер Ф. Друкер. Эффективный руководитель

Александр Остервальдер. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора

Предлагаю вашему вниманию книгу с оригинальным подходом к стратегическому планированию, через разработку и совершенствование бизнес-модели вашего бизнеса.

Александр Остервальдер. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 288 с.

Бизнес-модель служит для описания основных принципов создания, развития и успешной работы организации.

Подробнее »Александр Остервальдер. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора

1.2. Отчет о прибылях и убытках

Настоящая заметка написана в рамках подготовки курса «Современный управленческий учет».

Обсуждение отчета о прибылях и убытках (ОПУ) я начну с прояснения терминов расходы, затраты и издержки. К сожалению, современная экономическая литература [1] не делает различий в этих понятиях. [2] А жаль… Потому что отсутствие четкой понятийной базы приводит к тому, что содержание понятий проявляется только в контексте, то есть в связи с тем, о чем идет речь. Для профессионалов это не так страшно (хотя и они иногда путаются), а для начинающих – близко к катастрофе. 🙁

Итак, начнем. Первый контекст для расходов и доходов связан с отчетом о движении денежных средств (ОДДС). Поступили деньги в компанию – доход, заплатили мы кому-то – расход. Проще некуда! Я думаю, что российский бизнес начала 90-х воспользовался ОДДС именно в силу его простоты и удобства ведения. В принципе, для управления бизнесом на начальном этапе можно использовать этот отчет в качестве единственного. Профессионалы расходы и доходы в ОДДС, называют притоками и оттоками денежных средств.

Второй контекст для расходов и доходов возникает в связи с ОПУ. Легче осознать экономическую сущность этих понятий, если начать с доходов. Доход в ОПУ возникает в связи с реализацией на сторону. Отгрузили клиенту продукцию, оказали услугу, выполнили работу, оформили операцию первичными документами – вот вам и реализация. При этом расходами признаются только те расходы (затраты, издержки), которые были сделаны для получения упомянутых доходов. Если вы приобрели товары на склад (и пока их не реализовали), то это не расходы в терминах ОПУ. Это инвестиции в товарно-материальные запасы, которые повлияют на соответствующую строчку баланса. Вот почему, баланс и ОПУ следует анализировать вместе.

Подробнее »1.2. Отчет о прибылях и убытках

Элияху Голдратт. Правила Голдратта

Приемлемые идеи уже не эффективны,
а эффективные идеи еще не приемлемы
Стаффорд Бир

Идеи Голдратта настолько революционны, что пока у меня не очень-то получается внедрять их в реальной бизнес-среде, в которой я функционирую. Хотя… кое-что всё же могу записать на свой актив. В первую очередь – это концентрация на ключевой (основной, преобладающей) проблеме на том или ином участке, и попытка разрешить конфликт не путем компромисса, а путем вскрытия неверных предположений (неверного взгляда на ситуацию).

Покупая и читая всё, что выходит по теории ограничений (ТОС) на русском языке, я надеюсь повысить свои знания в этой области, что, безусловно, будет способствовать более масштабному внедрению идей в бизнесе.

Представляю вам новую книгу Элияху Голдратт, Эфрат Голдратт-Ашлаг. Правила Голдратта. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011. – 240 с.

Сенека: удача там, где подготовленность встречается с возможностью.

Подробнее »Элияху Голдратт. Правила Голдратта

Андрей Теслинов. Бизнес-перемены: 9 законов и 70 уроков настройки вашего бизнеса

Тема системного подхода к ведению бизнеса и управлению организацией занимает меня давно. Даже в рубрикаторе настоящего блога эта тема идет под номером один! На сайте я опубликовал цикл заметок о законах кибернетики, применяемых в управлении организациями [1]. А в планах у меня была статья о связи законов диалектики и управления. Но… Андрей Теслинов опередил меня 🙂 и выпустил книгу, в которой рассматривает законы диалектики в собственной интерпретации и их применение к нашей бизнес-реальности. Оставлю собственные исследования до лучших времен, а сегодня представлю книгу:

Подробнее »Андрей Теслинов. Бизнес-перемены: 9 законов и 70 уроков настройки вашего бизнеса

Выявление долгосрочной зависимости изменения курса доллара на основе R/S-анализа

Ранее я показал, что колебания курса рубля по отношению к доллару не подчиняются нормальному распределению. Доказательство основывалось на том, что кривая распределения колебаний курса уж никак не может быть описана стандартной гауссианой. Существует однако еще один изящный метод, о котором я узнал из книги Бенуа Мандельброта (Не)послушные рынки: фрактальная революция в финансах – R/S-анализ. Звучит, возможно, несколько пугающе, но не напрягайтесь, для изучения метода математика понадобится, но не Бог весть какая… 🙂

Напомню, что гауссова статистика основана на одном маленьком, но, как оказывается, очень важном допущении – на независимости изучаемых событий. Если 100 раз подбросить монетку, и она 100 раз упадет орлом, то математик здорово удивится, и начнет считать вероятность столь редкого события. Практик же скажет, что с монетой что-то не то…

R/S-анализ используется для проверки наличия в ряду данных долгосрочной зависимости. Для прояснения названия метода скажем, что буква R обозначает Размах, а S – Стандартное отклонение. О размахе, как одном из параметров статистики, я уже писал ранее в заметке Контрольные карты Шухарта. Размах – разность максимального и минимального значения в выборке. Размах не так часто используется в статистике, поскольку на его величину значительно влияют разовые «выбросы». Тем не менее, в менеджменте качества это довольно важная характеристика. И вот мы встречаемся с этим понятием повторно. Таким образом, параметр R/S – это размах выборки, нормированный на стандартное отклонение по той же выборке. Если «выбросов» нет, то значение R/S мало, ну а если есть… Это проиллюстрировано на рис. 1. Среднее значение по выборке и стандартное отклонение на обоих графиках одинаково, а вот параметр R/S – разный.

Рис. 1. Влияние «выбросов» на значение параметра R/S

Подробнее »Выявление долгосрочной зависимости изменения курса доллара на основе R/S-анализа

Что такое эмоциональный интеллект

В книге Эмоциональное лидерство Дэниел Гоулман подробно обсуждает, что на его взгляд входит в понятие эмоционального интеллекта, зачем нужно резонансное лидерство, как происходит становление и развитие лидеров, а также как развивать эмоциональный интеллект групп и целых организаций.

Мне показалась целесообразным  вынести в отдельную заметку сжатое описание составляющих эмоционального интеллекта, которые Гоулман приводит в приложении к книге. Напомню, что Гоуман выделяет четыре составляющие. Две первые (самосознание и самоконтроль) образуют личностные навыки – способности, определяющие, как мы управляем собой. Две вторые (социальная чуткость и управление отношениями) образуют социальные навыки – способности, которые определяют, как мы управляем отношениями с людьми.

САМОСОЗНАНИЕ

Эмоциональное самосознание. Лидеры с высоким эмоциональным самосознанием прислушиваются к своим внутренним ощущениям и осознают воздействие своих чувств на собственное психологическое состояние и рабочие показатели. Они чутко улавливают свои главные ценности и часто способны интуитивно выбрать лучший способ поведения в сложной ситуации, воспринимая благодаря своему чутью картину в целом. Лидеры, наделенные развитым эмоциональным самосознанием, часто бывают справедливыми и искренними, способными открыто говорить о своих чувствах и верящими в свой идеал.

Подробнее »Что такое эмоциональный интеллект

Дэниел Гоулман. Эмоциональное лидерство

В 2007-м году я прослушал курс мини-МВА школы Ротмана в Москве. Книгу Гоулмана я купил по рекомендации одного из лекторов программы. Приобрести, приобрел, а вот прочитать как-то всё не складывалось… И вот недавно мне опять попалась ссылка на книгу Дэниела Гоулмана, когда я читал Джека Коверта & Тодда Саттерстена. 100 лучших бизнес-книг всех времен. И я решил изучить идеи, представленные в книге Дэниел Голуман, Ричард Бояцис, Энни Макки «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта». – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 304 с.

Эта книга о том, что в менеджменте правит бал не только рациональное начало, но и эмоциональное. [1]

Подробнее »Дэниел Гоулман. Эмоциональное лидерство