В книге доступным языком рассказано, как вести себя с ИИ и вытягивать из него нужное в любой сфере, например:
- создание контента для соцсетей, сторителлинга, постов, сценарии для видео;
- описание товара;
- письмо клиенту и ответ на отзывы;
- написание статей и текстов для презентаций;
- анализ и работа с целевой аудиторией.
Петр Панда и Арина Сарычева более 10 лет являются сотрудниками проекта «Панда-копирайтинг». В 2023 г. проектом запущен сервис NeuroPanda.app на базе ChatGPT и графических нейросетей.
Пять причин прочитать книгу:
- По-новому откроете для себя ChatGPT, получите навыки создания профессиональных подсказок.
- Узнаете много необычных приемов, «фишек» и нюансов. Сможете создавать сильный контент для бизнеса, учебы, соцсетей и личной жизни.
- Начнете «видеть» слабые участки в запросах, научитесь искать неожиданные и интересные решения в промтинге.
- Разовьете критическое и системное мышление. Прокачаете креативность и увидите реальные примеры работы с нейросетью.
- Сможете проектировать многослойные промты для точечных задач как в ChatGPT, так и в других ИИ.
Петр Панда, Арина Сычева. ChatGPT. Мастер подсказок, или Как создавать сильные промты для нейросети. – СПб.: Питер, 2024. – 224 с.
Скачать краткое содержание в формате Word или pdf (конспект составляет около 4% от объема книги)
Купить цифровую книгу в ЛитРес, бумажную книгу в Ozon
Зимой 2023 года начали разработку сервиса NeuroPanda на базе GPT. Осенью того же года сервис начал работать и сейчас доступен по ссылке https://neuropanda.app/. Весь доступ к нейросети можно получить без VPN и прочих сложностей. Кроме того, у него есть дополнительные сервисы наподобие библиотек графических и контентных подсказок, отдельная группа в соцсети для проектов «ПК» (https://pandeon.pro/), курсы (тоже бесплатные) и прочие интересные вещи.
Мы сразу решили, что точно не будем еще одним сервисом, просто транслирующим ChatGPT для конечного пользователя. Мы сделали NeuroPanda другим. В основе его работы сейчас лежат два формата: А-блок и чаты.
- А-блоки — разделы с блоками, преднастроенные определенными промтами для конкретных задач. Например, А-блоком является крупный раздел с блоками для написания большой экспертной статьи. Мы разбили задачу на шаги, в ходе которых вы можете собрать все элементы (заголовки, темы, идеи вообще и разделов, списки, кластеры и т.п.) так, как вам удобно, а затем на основе всего этого сделать добротную статью.
- Чаты представляют собой как «чистый» ChatGPT без преднастроек, так и специализированные чаты для разных задач. Один, например, «заточен» на обучение языкам, другой поможет лучше находить логические ошибки или готовиться по конкретной теме.
Глава 1. Суть промтинга
Промт-инжиниринг (далее — промтинг) — это направление, изучающее навыки подготовки, создания и оптимизации подсказок (промтов) для нейросетей, где подсказка — это вводные данные, которые пользователь дает модели для получения нужного ответа. Качество ответа может кардинально разниться в зависимости от того, насколько пользователь разбирается в правилах и тонкостях промтинга.
Если бы можно было сделать какой-то емкий, но максимально описательный слоган для промтинга, мы бы предложили такой:
Всегда можно спросить!
Объем и направление запросов — безграничны. Чем больше человек работает с нейросетью, тем больше он видит точек опоры и вариантов решений.
Рис. 1. Некоторые глаголы-действия для подсказок, раскрывающих потенциал ИИ
Промтинг — это умение найти, учесть и верно высказать невысказанное. Мы привыкли к тому, что обычно общаемся с себе подобными, до такой степени, что регулярно опускаем некоторые нюансы, которые в общении с ИИ опускать нельзя.
Глава 2. Работа с подсказками и контекстом
Формула «Три вопроса». Как ни странно, но за все время изучения промтинга мы нигде так и не встретили простой и понятной формулы для создания подсказок. Материал был запутанным, многошаговым, трудно запоминался. Пришлось создать свой вариант, который был бы одновременно и простым, и конкретным и при этом легко укладывался в памяти.
Промт, написанный по нашей формуле, состоит из трех вопросов.
- Что? (ядро подсказки, суть, основной запрос)
- Почему? (почему нужно именно так: бэкграунд, контекст подсказки)
- Как? (усилители, которые создают правила для вывода ответа).
Правила создания сильных промтов
Существуют правила промтинга, которые стоит знать и соблюдать.
- Конкретика. Учитесь давать конкретные вводные, исключающие двоякую или неточную трактовку.
- Простота и удобство. Старайтесь писать так, чтобы суть подсказки была ясна даже при беглом взгляде: это отличный индикатор, что все подано просто и удобно.
- Лаконичность без «воды».
- Важность каждого слова. Почувствуйте разницу: Расскажи о проблемах копирайтеров / Расскажи о проблемах копирайтинга. В первом случае речь идет о людях, во втором — о профессии. Значит, и информация может быть разной. В одном ответе, скажем, будет о прокрастинации и творческом ступоре, во втором — о стилистике или плагиате.
- Иерархичность смыслов. Направляйте GPT по четкому маршруту. Используйте такие слова, как «в первую очередь», «затем», «следующий шаг», «вторая задача», «после этого ты…» и т.д.
- Убедитесь, что GPT понимает. Расшифровайте аббревиатуры, жаргонизмы, специальные термины и прочие «скользкие места».
- Оставляйте возможность спросить. Дайте ChatGPT возможность высказаться: Если тебе все понятно, то можешь приступать, если нет — задавай вопросы.
- Цените находки. Если вы регулярно создаете подсказки, то, возможно, стоит завести отдельный список с интересными находками: структурными, смысловыми; можно приводить примеры. Со временем такой список превращается в отличного помощника, который может и процесс ускорить, и дать толчок креативу, если вы вдруг «забуксовали».
Контекст и усилители
Контекст и усилители — самая интересная магия ИИ и промтинга вообще. С их помощью подсказка оживает, переходит из разряда «шаблонный запрос» в разряд «точечный инструмент». По сути, именно на контекст и усилители и приходится, наверное, около 80% мастерства промтера.
Контекст («Почему?») – некий бэкграунд, который придает промту тональность, смысл и направление:
- Напиши текст о слонах — обычный шаблонный запрос;
- Напиши волшебную сказку о слонах для маленьких девочек — запрос с контекстом, с особыми вводными.
Усилители («Как?») вводят в подсказку для лучшей адаптации запроса под узкие требования. Усилители — это тонкие настройки, позволяющие сделать «как надо» по вашим правилам. Усилители:
- конкретизируют задачи и задают четкие рамки;
- значительно упрощают работу с ИИ;
- легко масштабируются, их просто разбивать по разделам;
- универсальны, их легко можно переносить из промта в промт.
Например,
Ты опытный психолог, выступаешь в роли создателя психологических тестов. Твоя задача — создать тест по теме «Есть ли у вас прокрастинация».
Ты должен создать 20 вопросов. К каждому вопросу ты должен дать по четыре варианта ответа. Ответы идут по возрастанию уровня проблемы. За каждый ответ дается от 1 до 4 баллов, где 1 — всегда минимальный уровень, 4 — максимальный. В итоге человек должен определить, есть ли у него эта проблема.
Пример вопроса с обозначением ответов, где номер ответа соответствует баллам за возрастание уровня проблемы
Вопрос: как часто вы испытываете стресс от того, что опять не сделали все запланированное на день?
-
-
- Почти никогда.
- Редко.
- Бывает часто.
- Всегда или почти всегда.
-
Главное правило хорошего контекста
Пожалуй, самое главное — уметь не испортить общение плохими промежуточными подсказками, которые запутают ИИ. Если вы видите, что нейросеть в длинной переписке стала давать более слабые ответы, то обновите инструкцию или начните чат заново. Например, на каждую подсказку в духе «Напиши мне текст для поста о ресторане азиатской кухни» ИИ будет выдавать плюс-минус одинаковые слабые тексты. И если в какой-то момент вы примете это качество как нормальное, ИИ сделает выводы о том, что вам вполне подходит такой формат. В итоге модель подстроит весь последующий диалог под что-то в подобном ключе.
Доработаем наш пример с рестораном, приведенный выше, и пропишем о чем будет пост, что нужно упомянуть, каков стиль текстов в вашем аккаунте, какова целевая аудитория, какова цель у поста, как он должен начаться и закончиться.
Подсказка будет выглядеть так:
Я хочу, чтобы ты написал текст для ресторана азиатской кухни.
Концепция ресторана — это недорогой стритфуд в центре города, который привлекает активную молодежь.
Стиль текстов в аккаунте ресторана — неформальный, молодежный, направленный на целевую аудиторию 15–30 лет. Текст должен быть написан так, будто ты пишешь другу.
Цель поста, который ты должен написать, — анонс нового тематического меню в честь начала лета. В тексте должно быть побуждение к тому, чтобы люди пришли попробовать новые позиции в меню.
Текст должен быть наполовину информационным и наполовину продающим.
В начале текста нужно сделать плавную подводку к новому меню, в которой содержится тезис о том, что с друзьями сложно собраться, однако новое меню — это повод.
Основная часть текста должна быть написана по формуле Attention-Interest-Desire-Action. Не упоминай название этой формулы в тексте, просто пиши по ней.
В конце должно быть приглашение посетить ресторан.
Новое тематическое меню состоит из: … (список)
Всегда старайтесь сгруппировать разные аспекты своей подсказки по смысловым блокам. То есть сначала вы описываете контекст, потом роль, затем инструкцию, потом ограничения для чата.
Нюанс первый: на русском ИИ пишет хуже, а лексика — беднее.
Если вам не нравятся ответы ИИ при генерации творческого контента, то можно добавить в конце инструкции фразу Напиши на английском. А уже затем полученный текст переводить на русский, используя подсказку Переведи на русский.
Нюанс второй: в текст на русском «тянутся» англоязычные клише.
Перечень контрольных подсказок, которые помогут проверить текст на предмет калек, клише и языковых неточностей.
Войди в роль учителя русского языка. Проанализируй мой текст, исправь ошибки в сочетаемости слов, найди все выдуманные тобой слова и напиши их правильно.
Есть ли в этом тексте кальки с английского языка? Исправь их и укажи, где ты внес исправления.
ИИ любит ставить эмодзи в больших количествах. Если вы не из числа «смайлофилов», то лучше сразу просить ИИ писать без них.
ChatGPT понимает, что такое «нет», поэтому запрещать что-либо можно в прямом смысле: с помощью промтов Запрещено; Нельзя; Не делай; Не пиши; Не упоминай то, что не указано в моей подсказке.
По умолчанию ChatGPT отвечает в формате обычного текста, часто выдавая полноценное введение и заключение. Такой формат нужен не всегда — иногда от ИИ требуются короткие ответы без дополнительных вступлений. В таком случае вы можете прописать в подсказке желаемый формат.
Сделай таблицу из трех столбиков. Первый столбик — корги, второй — мопсы, третий — шпицы.
Создай график Ганта.
Вы также можете указать, какими должны быть подзаголовки и выделение текста. Для этого нужно прописать разметку. Например:
Выдели подзаголовки H1, H2.
Выдели термины полужирным начертанием.
Сделай перечисления маркерными списками.
Вы можете удержать желаемый формат, стиль, роль и тому подобное в течение переписки, если в конце первой подсказки зададите кодовую фразу или слово, которые бы напоминали чату о первой инструкции.
Эту фразу нужно повторять в конце каждого последующего сообщения для ИИ. Например:
Я буду напоминать тебе об этом формате, добавляя в конце каждого сообщения «Таблица/три столбика».
Глава 3. Лучшие техники работы с ИИ
Важный навык промтинга — умения общаться с ИИ в разных техниках.
Подсказки с примерами
Иногда проще показать, чем пытаться объяснить.
Я дам тебе текст, а ты напишешь другой текст в таком же стиле и формате.
Текст: (ваш текст).
Тема текста, который ты должен написать: (тема).
Что должно быть в письме: (подробный бриф).
Подсказки с примерами хороши для задач, для решения которых требуется шаблонность формата или структуры. Без конкретного примера ИИ демонстрирует свои творческие способности и генерирует более оригинальные тексты.
Ролевые подсказки
Роль лучше писать в начале подсказки. Подходят такие пассажи, как Веди себя как…, Теперь ты…, Ты играешь роль и т.п.
Роль можно сделать очень специфичной. Например: кропотливый контент-менеджер по заполнению карточек товаров, составитель расписания сотрудников, искусственный интеллект для проведения дебатов.
Глава 4. Работа с текстом
Стиль текста
Вместо того чтобы указать стиль прилагательным, расширьте, в чем выражается характеристика стиля в конкретной ситуации.
Напиши пост в дружелюбном стиле, рассказывая читателю, как старому знакомому, о новинке в сезонном меню.
Голос бренда
В широком смысле голос бренда (Tone of Voice) представляет собой индивидуальный подход к общению с целевым клиентом. Из голоса бренда вытекает стиль и формат общения, а также ценности, которые транслирует компания.
В общении с ИИ нас интересует прежде всего стиль общения, в котором компания взаимодействует с клиентами на всех площадках: от главной страницы лендинга до ответа на отзыв в соцсети или на маркетплейсе. Например,
Какой голос бренда может быть у компании по продаже мебели ручной работы? Как мне общаться с клиентами и какой стиль общения выбрать?
Предварительные уточняющие вопросы
Вы можете сделать список вопросов, которые нужно задать нейросети перед созданием текста. Например: Я хочу написать текст о кофе. Какая информация нужна тебе для генерации текста?
Еще вариант — в конце подсказки попросить ИИ задать вам несколько вопросов по поводу контента. Для этого нужно добавить примерно такой текст:
Перед тем как сгенерировать текст, задай мне дополнительные вопросы, чтобы результат был более точным. Задавай по одному вопросу.
Как правило, ИИ задает два-три дополнительных вопроса для уточнения контекста и затем генерирует текст.
В книге также рассмотрены следующие темы:
- Работа с целевой аудиторией
- Письма как форма работы с клиентами
- Описание товаров
- Ответы на отзывы клиентов
- Контент для соцсетей
- Написание постов
- Сценарии для видео
- Написание статей
- Подготовка текстов для презентаций