Перейти к содержимому

Личное хранилище информации на базе Excel

В вопросах тайм-менеджмента (ТМ) я придерживаюсь следующей точки зрения. Считаю, что более важно выработать собственную удобную систему управления временем и рабочим пространством, чем копировать готовую методику. При этом, естественно, знакомиться с существующими методами ТМ полезно, так как вы получите пищу для совершенствования и развития вашей системы.

Я использую базы данных на основе Excel вот уже более 10 лет. Приходя на новое место работы, я на основе пустографки создаю новую базу и постепенно заполняю ее файлами, созданными мною в процессе работы. Например, на последнем месте я работаю с августа 2005 года. За это время моя база разрослась до ≈ 8000 документов (рис. 1).

Рис. 1. Справочник в «свернутом» виде

Скачать заметку в формате Word, шаблон Справочник в формате Excel

Справочник – это файл Excel, в котором создана структура (на рисунке обведена зеленым прямоугольником).

Первые три столбца листа Excel предназначены для номеров рубрик первого, второго и третьего уровней (рис. 2). 4–6-й столбцы – под названия рубрик трех уровней. 7-й столбец – номер документа, 8-й – название документа, 9-й – тип файла с гиперссылкой на сам файл.

Рис. 2. Фрагмент справочника в «развернутом» виде

Сами понимаете, из-за коммерческой тайны, я могу продемонстрировать только нейтральную часть своего справочника, а именно – раздел 5. «Теория». На рисунке представлены названия рубрик второго (50–58) и третьего (580, 582) уровней. И номера документов (файлов). Тип файлов я не набираю, а получаю путем ссылки на стандартные названия, помещенные во второй строке (выделены красными прямоугольниками). В каждой рубрике третьего уровня может поместиться как минимум 100 файлов. Иногда в одной строке я размещаю несколько файлов, например, версии одного документа, или файлы в разных форматах: служебная записка в Word’e и расчет в Excel.

Под рубрику «Персонал» я предусмотрительно выдели два блока 55 и 56, предвидя, что сотни файлов не хватит. Так и вышло!

Посмотрим, как организовано хранилище файлов (рис. 3).

Рис. 3. Фрагмент хранилища файлов на диске.

Имена файлов названы по номеру записи в справочнике (см. рис. 2). Например, файл, содержащий «Аксиомы системного подхода» будет иметь имя 58108.docx.

Преимущества такой организации данных очевидны:

  • Облегчается поиск информации:
    • Можно задать поиск на листе справочника в Excel, что значительно эффективнее чем поиск по именам файла в проводнике
    • Можно применить фильтры, по вхождению слова, по расширению файла и многие другие
    • Можно искать по разделам каталога
  • Упрощается хранения файлов; не нужно использовать длинные «говорящие» заголовки файлов
  • Систематизируется ваше информационное поле

Совершенно типичной является ситуация на работе, когда коллега не может найти файл или какую-то информацию, а я её нахожу за считанные секунды!

Для облегчения начала работы с вашим собственным справочником документов загрузите шаблон Справочник в формате Excel2007. Используйте двух- или трехуровневый рубрикатор, в зависимости от того, как много документов вы планируете хранить.

6 комментариев для “Личное хранилище информации на базе Excel”

  1. Тема старая, но все же интересно: автор продолжает использовать такую систематизацию документов? Почему не использовать эту же иерархию документов в самом месте хранения документов, а для удобства, поиска и т.п. использовать менеджеры типа TotalCommander, Far и т.п.?

  2. Денис, я продолжаю использовать такую систему. На мой взгляд, она удобнее, чем TotalCommander…

  3. Александр

    Спасибо за информацию. Задумался — стоит ли так делать. По сути у меня в проводнике также структура, но нет единого файла для поиска как в Вашем примере.

  4. На мой взгляд, единый файл — ключевой аспект методики. Он дает возможность структурировать и искать информацию.

  5. Здравствуйте! Набрёл на Вашу статью и она меня сильно заинтересовала!
    Мне, по специфике работы, необходимо систематизировать ряд документов в формате Word, Excel, PDF и фотографии. Мне нужен электронный журнал, в котором были бы отражены документы по определённому заказу.
    Скачал вашу БД, но что и как делать не могу понять. Не могли бы Вы переслать инструкцию. Разумеется не бесплатно… Я был бы очень Вам благодарен!!!

  6. Ну вы даёте. Я стар для вас у меня линукс и поиск на много проще. Раз в 50. Тем более я знаю баш скрипт программирование. Что помогает мне автоматизировать любые процессы по нажатию кнопки. Поэтому хз что такое татул кумандер. Но вот история с таблицей очень хорошая. Прочитал ради интереса кто и как хранит данные в не самой благоприятно для работы системе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *