Перейти к содержимому

Айн Рэнд. Мы живые

Это третье, прочитанное мною, произведение Айн Рэнд (после «Атлант расправил плечи» и «Источник»). Любопытно, что Айн Рэнд, урожденная Алиса Розенбаум, эмигрировала из Ленинграда в США в 1925 г. На мой взгляд, ее книги весьма сильны просто как художественные произведения. С другой стороны, издательство «Альпина Паблишер» продвигает книги Рэнд потому что они пропагандируют капиталистические индивидуалистические идеи. На мой взгляд, главное, чему учат книги Рэнд – ненавидеть вмешательство государства в жизнь людей. Эти идеи как нельзя кстати в наш век всё большего влияния государства на экономику, и не только в России, но и в целом ряде стран Европы и США.

Роман «Мы живые» до некоторой степени является автобиографичным. Представить конспект художественного произведения я счел неуместным, а вот несколько характерных цитат привожу ниже (это диалоги главной героини романа Киры и Андрея – коммуниста, сотрудника ГПУ и «по совместительству» любовника Киры).

Скачать краткий конспект в формате Word

— Разве вам никогда не хотелось чего-нибудь исключительно потому, что просто хочется?

— Конечно. Это всегда было моим главным принципом. Я никогда не стремился к тому, что не может помочь в моем деле. Потому что, видите ли, это мое дело.

— И это ваше дело — жертвовать собой ради миллионных масс?

— Нет. Ради себя повести миллионные массы туда, куда мне нужно.

— И когда вы считаете, что вы правы, вы добиваетесь своей цели любой ценой?

— Я понимаю, что вы хотите сказать. Вы хотите повторить то, что говорят многие из наших врагов: «Мы восхищаемся вашими идеалами, но чувствуем отвращение к вашим методам».

— Мне отвратительны ваши идеалы.

— Почему?

— В основном по одной причине — главной и вечной, независимо от того, сколько ваша партия обещает совершить, независимо от того, какой рай она планирует подарить человечеству. Какими бы ни были ваши остальные утверждения, есть одно, которого вы не можете избежать, одно, которое превращает ваш рай в самый неописуемый ад: ваше утверждение о том, что человек должен жить для государства.

— Ради чего же еще он должен жить?

— Вы не знаете? — ее голос неожиданно задрожал в страстной мольбе, которую она была не в силах скрыть. — Вы не знаете, что в лучших из нас есть нечто такое, до чего ни одна рука извне не должна посметь дотронуться? Нечто священное, потому и только потому, что можно сказать: «Это мое». Вы не знаете, что люди живут только для самих себя, по крайней мере, лучшие из них, те, кто этого достоин? Вы не знаете, что в нас есть нечто, к чему не должны прикасаться никакое государство, никакой коллектив, никакие миллионы?

* * *

— Любой бог — какой бы смысл ни вкладывали в это слово — это воплощение того, что человек считает выше себя. А если человек ставит выдумку выше самого себя, значит, он очень низкого мнения о себе и своей жизни. Знаешь, это редкий дар — уважать себя и спою жизнь, желать самого лучшего, самого высокого в этой жизни только для себя! Представлять себе рай небесный, но не мечтать о нем, а стремиться к нему, требовать!

* * *

— …задумывался ли ты когда-нибудь над тем, что это ты и твоя партия втянули тех, кого вы называете спекулянтами, в то, что они делают, — потому что вы не оставили им выбора?

— Я знаю это… Мы должны были поднять людей до нашего собственного уровня. Но они никак не поднимаются, те люди, которыми мы управляем, они не растут, они лишь сморщиваются. Они сокращаются до таких размеров, каких ни один человек никогда не достигал. И мы медленно скатываемся до их уровня. Мы деградируем, один за другим …я никогда не боялся. Но сейчас я боюсь. Это странное чувство. Я боюсь думать. Потому что… потому что я думаю временами, что, возможно, у наших идеалов и не может быть другого результата.

— Это верно! Причина не в людях, а в природе ваших идеалов…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *