Перейти к содержимому

Алексей Багузин. Внешняя и внутренняя среда фирмы

Недавно сын подготовил контрольную работу по курсу «Экономика». Перед написанием реферата он обратился ко мне, с просьбой порекомендовать литературу, и я не нашел ничего лучшего, как предложить изучить на моем сайте конспекты работ Гараедаги Системное мышление. Как управлять хаосом и сложными процессами, Уильяма Детмера Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию и У. Эдвардса Деминга Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. Вот что из этого вышло… [1]

Содержание

  1. Определения
  2. Факторы микросреды
  3. Факторы макросреды
  4. Факторы внутренней среды
  5. Новая организационная парадигма
  6. Заключение

Глоссарий использованных терминов

Список литератур

1. Определения

В соответствии с определением, данным «Курсе экономической теории» (Чепурин, 2009), фирма – это структура деятельности, направленная на поиск наиболее выгодного способа производства в условиях неопределенности. Фирма – открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с внешней средой (рис. 1). Надо отметить, что определение границ фирмы и разделение на внешнюю и внутреннюю среду является до некоторой степени условным.

Рис. 1. Факторы внешней и внутренней среды фирмы

Скачать реферат в формате Word

Внешняя среда – это совокупность хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и международных институтов и других внешних факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности (Фролова, 2009). Внешнюю среду подразделяют на:

микросреду – среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики товаров и услуг, потребители, торговые посредники, конкуренты, государственные органы, банки и иные финансово-кредитные учреждения, страховые компании и т.п.;

макросреду – среду косвенного воздействия на предприятие, включающую природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.

Внутренняя среда – часть внешней среды, находящейся в пределах организации, включающая следующие подсистемы: персонал, производство, маркетинг, финансы, логистику и некоторые другие.

2. Факторы микросреды

Поставщики – другие фирмы, индивидуальные предприниматели и иные хозяйственные субъекты, обеспечивающие нашу фирму материально-техническими, энергетическими, информационными и иными ресурсами. В последнее время активно развиваются новые типы поставщиков: фирмы, предоставляющие услуги облачных вычислений и аутсорсинга персонала.

Клиенты – хозяйственные субъекты и физические лица, потребляющие продукцию (услуги, работы) нашей фирмы. В связи с этим различают два типа ведения бизнеса: b2b (Business to Business, бизнес для бизнеса) и b2c (Business to Consumer, бизнес для потребителя).

Союзы и общества по интересам – объединения нескольких фирм, преследующие различные цели; например, лоббирование интересов отрасли, продвижение на рынок новых товаров или услуг, формирование цивилизованного рынка в той или иной отрасли, закрепление технических, технологических или стандартов качества.

Маркетинговые посредники – фирмы, участвующие в цепочке поставок, способствующие продвижению, сбыту, распространению продукции (услуг) нашей фирмы; например, дистрибуторы, розничные продавцы, рекламные и маркетинговые агентства.

Конкуренты – соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров. На рынке наша фирма работает в окружении подобных же фирм – фирм конкурентов. Для эффективного бизнеса необходимо не только обнаруживать, но и постоянно изучать конкурентов. Необходимо выяснить, какой товар предлагают конкуренты, как организован их бизнес, их сильные и слабые стороны.

Иные стейкхолдеры (от англ. stakeholder, владелец доли) – лица и организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к нашей фирме или оказывающие влияние на ее способность достигать поставленных целей. К ним относятся: акционеры, банки, местное население, местные органы власти, налоговые органы, средства массовой информации.

В конце 70-х годов Майкл Портер – профессор Гарвардской бизнес-школы – разработал методику для анализа микросреды и выработки стратегии бизнеса (рис. 2).

Рис. 2. Пять сил Портера

3.  Факторы макросреды

Природные и экологические факторы. Наличие невозобновляемых источников энергии, ограниченность и истощимость почти всех ресурсов, нормативы, устанавливаемые государством, рост загрязнения окружающей среды, рост требований к энергосбережению

Демографические факторы. Демографическая ситуация в России характеризуется снижением трудовых ресурсов, увеличением среднего возраста и общим сокращением населения. В целом в мире происходит смещение центров из Европы и Северной Америки в Азию и Африку. Уже сегодня 6 из 10 жителей планеты – азиаты.

Научно-технические факторы. Научно-технический прогресс играл и играет определяющую роль в развитии производства. Он охватывает все отрасли и этапы от фундаментальных и прикладных исследований до  конструкторско-технологических разработок, создания прототипов и внедрения новой техники, материалов и технологий.

Экономические факторы. На фоне рецессии в Европе, Россию ожидает сложный 2013-й год. Значительная зависимость от конъюнктуры цен на энергоносители не сулит нам ничего хорошего. Волотильность курса рубля будет негативно сказываться на импортерах. Высокая инфляция не будет способствовать накоплению средств, а недоступные ставки по ипотечным кредитам будут препятствовать росту рынка недвижимости. Хорошо, что безработица в России находится на низком уровне.

Политические факторы: законодательное регулирование предпринимательской деятельности, протекционистские и лоббистские законы, коррупция, политическая нестабильность.

Международные факторы: продолжающаяся глобализация, снижение роли доллара, как резервной валюты, ослабление евро, рост экономической мощи Китая, решения, принимаемые на уровне стран большой двадцатки.

4.  Факторы внутренней среды

Внутренняя среда включает цели и задачи фирмы, персонал, оборудование, технологии, ноу-хау, организационную культуру и другие элементы. Во внутренней среде организации выделяют следующие подсистемы (Бочкарев, 2007):

— Структуры (организационная, финансовая, бизнес-процессов)

— Финансы (бюджетирование, финансовый анализ)

— Бизнес-план (стратегия, инвестиционные проекты)

— Маркетинг (продукт, рынок, продвижение, продажи, цена)

— Учёт (бухгалтерский, управленческий)

— Экономика (операционный анализ, управление затратами)

— Логистика (поставки, производство, сбыт, складирование)

 

5.  Новая организационная парадигма

За последние 100 лет существенно изменились внешние факторы. И это не могло не сказаться на принципах управления факторами внутренней среды фирмы. В начале XX века Генри Форд заметил: «Удивительно, но как только мне требуется пара рабочих рук, я получаю всего рабочего в придачу». Форд хотел подчеркнуть, что в человеке он видит лишь придаток к оборудованию, который будет выполнять строго предписанные [менеджментом] правила. Для первой половины XX века характерен механистический взгляд на организацию. Кто-то (собственник, директор) определяет цели фирмы, и вся организация, подобно сконструированному механизму исполняет эти цели. В этой парадигме рабочие – винтики механизма, как правило, бездумные и бесправные. Нельзя говорить, что такой подход был ошибочным. Для своего времени в условиях массового производства механистический подход позволил значительно поднять производительность труда и способствовал расцвету Западной цивилизации.

Однако с середины XX века предпочтения потребителей смещаются от массового спроса к индивидуальному. С удовлетворением специфических требований клиентов «винтики» справляются значительно хуже. Возникает и крепнет иной взгляд на организацию, признающий за рабочими право на внесение предложений и принятие решений. В первую очередь такие взгляды  укореняются в Японии, промышленность который за короткий срок смогла развиться до такой степени, что потеснила признанных лидеров – американцев. В значительной степени успехи японцев объясняются использованием идей Деминга.

Уильям Эдвардс Деминг – американский ученый, идеи которого не получили признания на родине. В 50-х и 60-х гг. XX века неоднократно бывал в Японии и пропагандировал новую парадигму управления. Деминг в качестве основных ввел новые факторы внутренней среды фирмы (Деминг, 2011):

1)      понимание системы;

2)      знания по теории вариабельности;

3)      теория познания;

4)      психология.

Деминг определил эту систему как своего рода увеличительное стекло и карту, которые позволяют понять и улучшить работу организации.

Если в начале XX века основная модель организации виделась как иерархия (Форд, Тейлор, Вебер), то с середины XX века всё больше и больше теоретиков и практиков начинают представлять фирму, как систему (Богданов, Берталанфи, Деминг, Акофф, Голдратт, Гараедаги, Форрестер, Медоуз, Сенге).

Системный подход – это не чисто теоретический инструмент исследования организаций; это мощный инструмент развития и преобразования компаний. Наряду с Демингом наиболее последовательно практические рекомендации для менеджеров разрабатывал Элияху Голдратт: «Любая фирма представляет из себя сложную систему, имеющую целью получение прибыли сейчас и в будущем» (Голдрат, 2009). Основная метафора Голдратта – представление фирмы, как цепи из отдельных звеньев – отделов (функций) организации. А что определяет прочность цепи?  Самое слабое звено (рис. 3). Из этого следует важный системный вывод: нужно выявить и направить ресурсы на укрепление слабого звена, а не распылять усилия по всем подразделениям компании. Свои концепции Голдратт изложил в рамках теории ограничений.

Рис. 3. Фирма как цепь, содержащая слабое звено

Заключение

Понимание факторов и анализ внешней и внутренней среды фирмы дают менеджерам возможность принимать оптимальные решения на стратегическом и тактическом уровнях управление. Понимание организации как системы будет способствовать повышению конкурентоспособности фирм в XXI веке.

Глоссарий использованных терминов

b2b (Business to Business, бизнес для бизнеса) и b2c (Business to Consumer, бизнес для потребителя) – основные формы взаимодействия фирмы со своими клиентами.

Внешняя среда – совокупность хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и международных институтов и других внешних факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внутренняя среда – часть внешней среды, находящейся в пределах организации, включающая следующие подсистемы: персонал, производство, маркетинг, финансы, логистику и некоторые другие.

Микросреда  – часть внешней среды, оказывающая прямое влияние на предприятие, которую создают поставщики товаров и услуг, потребители, торговые посредники, конкуренты, государственные органы, банки и иные финансово-кредитные учреждения, страховые компании и т.п.

Макросреда – часть внешней среды, оказывающая косвенное влияние на фирму, включающая природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.

Пять сил Портера – методика для анализа микросреды и выработки стратегии бизнеса, включающая анализ угрозы появления продуктов-заменителей; анализ угрозы появления новых игроков; анализ рыночной власти поставщиков; анализ рыночной власти потребителей; анализ уровня конкурентной борьбы.

Система глубинных знаний Э. Деминга – новый подход к определению факторов внутренней среды фирмы: понимание системы; знания по теории вариабельности; теория познания; психология.

Стейкхолдеры – лица и организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к фирме или оказывающие влияние на ее способность достигать поставленных целей.

Теория ограничений – концепция менеджмента, основанная на методологии управления системами, использующая поиск и управление ключевым ограничением системы, которое предопределяет успех и эффективность всей системы в целом.

Фирма – это структура деятельности, направленная на поиск наиболее выгодного способа производства в условиях неопределенности.

Список литературы

Бочкарев, А. (2007). 7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя. Москва: Эксмо.

Голдрат, Э. (2009). Цель. Процесс непрерывного улучшения. Киев: ИД «Максимум».

Деминг, Э. (2011). Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. Москва: Альпина Паблишер.

Фролова, Т. А. (2009). Экономика предприятия: Конспект лекций. Таганрог: ТРТУ.

Чепурин, М. Н. (2009). Курс экономической теории. Киров: АСА.


[1] Преподаватель поставил 78 баллов (из 100), объявив, что работа на твердую четверку. Большего она не заслуживает в силу того, что недостаточно аналитическая, и состоит из сплошных определений. О том, как сложно оценивать школьные работы недавно я прочитал весьма любопытные суждения у Леонарда Млодинова в книге (Не)совершенная случайность. Как случай управляет нашей жизнью: «…каким образом бедная миссис Финнеган (учительница моего сына) проводит тонкое различение между двумя школьными сочинениями, ставя за одно 92 балла, а за другое 93? Если мы допускаем, что качество сочинения в принципе поддается определению, то нам придется признать, что оценка – не описание качества сочинения, но его измерение, а измерение, как ничто другое, подвержено случайности. В случае с сочинением измерительный инструмент – учитель, а в выставляемых им оценках, как и в любом измерении, проявляются случайная дисперсия и ошибки».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *