Перейти к содержимому

Принятие решения о снятии продукта с производства

Ранее я описал специфику принятия управленческих решений с учетом ограничивающих факторов. Затем на основе этой общей концепции рассмотрел два частных случая – принятие решения о выполнении заказа, а также об изготовлении или покупке на стороне. Изучим теперь пример принятия решения о снятии продукта с производства. [1]

Компания производит и продает четыре вида продукции (рис 1).

Продукт W X Y Z Итого
Продажи 30 000 20 000 35 000 15 000 100 000
Себестоимость реализации 16 000 8 000 22 000 10 000 56 000
Валовая прибыль 14 000 12 000 13 000 5 000 44 000
Накладные расходы:
Коммерческие 8 000 7 000 8 500 6 500 30 000
Административные 2 000 2 000 2 000 2 000 8 000
Чистая прибыль 4 000 3 000 2 500 -3 500 6 000

Рис. 1. Отчет о прибылях и убытках за апрель; все цифры в тыс. руб.

Скачать заметку в формате Word, расчеты в формате Excel

Руководство обеспокоено убытками по продукту Z, и для улучшения положения компании рассматривает предложение прекратить производство продукта Z. Менеджер по производству заявил, что в случае прекращения производства продукта Z высвобожденные ресурсы можно направить на увеличение объемов производства продукта Y на 40%.

Проанализировав структуру себестоимости реализации, вы выявили следующую картину:

Продукт W X Y Z Итого
Переменные затраты 4 800 1 600 13 200 5 000 24 600
Постоянные затраты 11 200 6 400 8 800 5 000 31 400
Всего себестоимость реализации 16 000 8 000 22 000 10 000 56 000

Рис. 2. Структура себестоимости реализации по продуктам; все цифры в тыс. руб.

Постоянные затраты включают в себя 20 млн. руб., которые нельзя напрямую связать ни с одним из продуктов, и которые распределены между каждым продуктом на основании объемов продаж. Если объем продаж любого продукта увеличивается более чем на 25%, то присущие именно этому продукту (ассоциированные с ним) постоянные производственные затраты увеличатся на 30%.

Коммерческие накладные расходы включают в себя постоянные затраты в размере 5 млн. руб. на каждый продукт плюс переменные затраты, которые меняются пропорционально объемам продаж. Постоянные затраты также нельзя напрямую связать ни с одним из продуктов, но директор по продажам считает, что их следует разделить поровну между четырьмя продуктами.

Административные накладные расходы в размере 8 млн. руб. являются постоянными и не зависят от номенклатуры и объема производимых продуктов.

Задания

(а) Подготовьте отчет о прибылях и убытках за апрель в форме маржинальных затрат (такое представление отчета более пригодно для принятия управленческих решений). [2]

(b) Подготовьте отчет, показывающий последствия прекращения производства продукта Z и увеличения производства Y в соответствии с отчетом менеджера по производству (предположите, что цена продажи продукта Y не изменится, несмотря на рост объема продаж). Дайте рекомендации на основе анализа.

(с) Кратко обсудите нефинансовые факторы, которые следует рассмотреть до принятия решения о прекращении производства продукта Z.

Решение

(а) Для принятия управленческого решения полезно пересчитать отчет о прибылях и убытках в форме маржинальных затрат (рис. 3).

Продукт W X Y Z Итого
Продажи 30 000 20 000 35 000 15 000 100 000
Переменная себестоимость реализации 4 800 1 600 13 200 5 000 24 600
Переменные коммерческие накладные расходы1 3 000 2 000 3 500 1 500 10 000
Маржинальная прибыль 22 200 16 400 18 300 8 500 65 400
Ассоциированные с продуктами постоянные затраты2 5 200 2 400 1 800 2 000 11 400
Чистая выгода 17 000 14 000 16 500 6 500 54 000
Неассоциированные с продуктами постоянные затраты 20 000
Постоянные коммерческие накладные расходы 20 000
Административные расходы 8 000
Чистая прибыль 6 000
1 Из общих коммерческих накладных расходов вычтено по 5 млн. руб. на каждый продукт; собранные таким образом 20 млн. руб. отражены в строке «Постоянные коммерческие накладные расходы»
2 Сначала мы показали, как 20 млн. неассоциированных с продуктами постоянных затрат, были распределены между продуктами на основе объемов реализации, затем в строке «Ассоциированные с продуктами постоянные затраты» оставили только постоянные затраты, связанные с продуктами, и наконец, 20 млн. отразили в отдельной строке «Неассоциированные с продуктами постоянные затраты» 6 000 4 000 7 000 3 000 20 000

Рис. 3. Отчет о прибылях и убытках в форме маржинальных затрат; все цифры в тыс. руб.

Видно, что производство продукта Z не является убыточным!

(b) Прекращение производства продукта Z приведет к росту чистого дохода (рис. 4 и 5).

тыс. руб.
Маржинальная прибыль от 40% дополнительных продаж продукта Y (18 300 * 0,4) 7 320
Дополнительные ассоциированные с продуктом постоянные затраты (1800 * 0,3) -540
Потеря чистой выгоды от продукта Z (альтернативные затраты) -6 500
Чистый доход 280

Рис. 4. Релевантные (относящиеся к делу) изменения прибыли и затрат в случае принятия решения о прекращении производства продукта Z

тыс. руб.
Текущая чистая прибыль 6 000
Потери маржинальной прибыли из-за прекращения производства продукта Z -6 500
Дополнительная маржинальная прибыль от Y 7 320
Дополнительные постоянные затраты -540
Прибыль в случае прекращения производства Z и замены его продажами Y 6 280

Рис. 5. Изменение прибыли в случае принятия решения о прекращении производства продукта Z

На основании отчета о прибылях и убытках можно сделать вывод, что компании следует прекратить производство продукта Z и увеличить производство и продажи продукта Y в указанной пропорции. Тем не менее, следует отметить, что дополнительный доход не столь существенный, и любые ошибки в расчетах могут привести к принятию неверного решения.

(с) Нефинансовые факторы, подлежащие рассмотрению:

  • Что произойдет с работниками, занятыми в производстве и иной деятельности, связанной с Z?
  • Какой сигнал получит рынок / конкуренты? Не сложится ли мнение, что компания не желает поддерживать свою продукцию?
  • Какова будет реакция потребителей, особенно тех, кто недавно приобрел продукт Z?

[1] Настоящая заметка написана по материалам CIMA.

[2] См., например, Использование анализа затрат для принятия управленческих решений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *