Ранее я описал специфику принятия управленческих решений с учетом ограничивающих факторов. Затем на основе этой общей концепции рассмотрел два частных случая – принятие решения о выполнении заказа, а также об изготовлении или покупке на стороне. Изучим теперь пример принятия решения о снятии продукта с производства. [1]
Компания производит и продает четыре вида продукции (рис 1).
Продукт | W | X | Y | Z | Итого |
Продажи | 30 000 | 20 000 | 35 000 | 15 000 | 100 000 |
Себестоимость реализации | 16 000 | 8 000 | 22 000 | 10 000 | 56 000 |
Валовая прибыль | 14 000 | 12 000 | 13 000 | 5 000 | 44 000 |
Накладные расходы: | |||||
Коммерческие | 8 000 | 7 000 | 8 500 | 6 500 | 30 000 |
Административные | 2 000 | 2 000 | 2 000 | 2 000 | 8 000 |
Чистая прибыль | 4 000 | 3 000 | 2 500 | -3 500 | 6 000 |
Рис. 1. Отчет о прибылях и убытках за апрель; все цифры в тыс. руб.
Скачать заметку в формате Word, расчеты в формате Excel
Руководство обеспокоено убытками по продукту Z, и для улучшения положения компании рассматривает предложение прекратить производство продукта Z. Менеджер по производству заявил, что в случае прекращения производства продукта Z высвобожденные ресурсы можно направить на увеличение объемов производства продукта Y на 40%.
Проанализировав структуру себестоимости реализации, вы выявили следующую картину:
Продукт | W | X | Y | Z | Итого |
Переменные затраты | 4 800 | 1 600 | 13 200 | 5 000 | 24 600 |
Постоянные затраты | 11 200 | 6 400 | 8 800 | 5 000 | 31 400 |
Всего себестоимость реализации | 16 000 | 8 000 | 22 000 | 10 000 | 56 000 |
Рис. 2. Структура себестоимости реализации по продуктам; все цифры в тыс. руб.
Постоянные затраты включают в себя 20 млн. руб., которые нельзя напрямую связать ни с одним из продуктов, и которые распределены между каждым продуктом на основании объемов продаж. Если объем продаж любого продукта увеличивается более чем на 25%, то присущие именно этому продукту (ассоциированные с ним) постоянные производственные затраты увеличатся на 30%.
Коммерческие накладные расходы включают в себя постоянные затраты в размере 5 млн. руб. на каждый продукт плюс переменные затраты, которые меняются пропорционально объемам продаж. Постоянные затраты также нельзя напрямую связать ни с одним из продуктов, но директор по продажам считает, что их следует разделить поровну между четырьмя продуктами.
Административные накладные расходы в размере 8 млн. руб. являются постоянными и не зависят от номенклатуры и объема производимых продуктов.
Задания
(а) Подготовьте отчет о прибылях и убытках за апрель в форме маржинальных затрат (такое представление отчета более пригодно для принятия управленческих решений). [2]
(b) Подготовьте отчет, показывающий последствия прекращения производства продукта Z и увеличения производства Y в соответствии с отчетом менеджера по производству (предположите, что цена продажи продукта Y не изменится, несмотря на рост объема продаж). Дайте рекомендации на основе анализа.
(с) Кратко обсудите нефинансовые факторы, которые следует рассмотреть до принятия решения о прекращении производства продукта Z.
Решение
(а) Для принятия управленческого решения полезно пересчитать отчет о прибылях и убытках в форме маржинальных затрат (рис. 3).
Продукт | W | X | Y | Z | Итого |
Продажи | 30 000 | 20 000 | 35 000 | 15 000 | 100 000 |
Переменная себестоимость реализации | 4 800 | 1 600 | 13 200 | 5 000 | 24 600 |
Переменные коммерческие накладные расходы1 | 3 000 | 2 000 | 3 500 | 1 500 | 10 000 |
Маржинальная прибыль | 22 200 | 16 400 | 18 300 | 8 500 | 65 400 |
Ассоциированные с продуктами постоянные затраты2 | 5 200 | 2 400 | 1 800 | 2 000 | 11 400 |
Чистая выгода | 17 000 | 14 000 | 16 500 | 6 500 | 54 000 |
Неассоциированные с продуктами постоянные затраты | 20 000 | ||||
Постоянные коммерческие накладные расходы | 20 000 | ||||
Административные расходы | 8 000 | ||||
Чистая прибыль | 6 000 | ||||
1 Из общих коммерческих накладных расходов вычтено по 5 млн. руб. на каждый продукт; собранные таким образом 20 млн. руб. отражены в строке «Постоянные коммерческие накладные расходы» | |||||
2 Сначала мы показали, как 20 млн. неассоциированных с продуктами постоянных затрат, были распределены между продуктами на основе объемов реализации, затем в строке «Ассоциированные с продуктами постоянные затраты» оставили только постоянные затраты, связанные с продуктами, и наконец, 20 млн. отразили в отдельной строке «Неассоциированные с продуктами постоянные затраты» | 6 000 | 4 000 | 7 000 | 3 000 | 20 000 |
Рис. 3. Отчет о прибылях и убытках в форме маржинальных затрат; все цифры в тыс. руб.
Видно, что производство продукта Z не является убыточным!
(b) Прекращение производства продукта Z приведет к росту чистого дохода (рис. 4 и 5).
тыс. руб. | |
Маржинальная прибыль от 40% дополнительных продаж продукта Y (18 300 * 0,4) | 7 320 |
Дополнительные ассоциированные с продуктом постоянные затраты (1800 * 0,3) | -540 |
Потеря чистой выгоды от продукта Z (альтернативные затраты) | -6 500 |
Чистый доход | 280 |
Рис. 4. Релевантные (относящиеся к делу) изменения прибыли и затрат в случае принятия решения о прекращении производства продукта Z
тыс. руб. | |
Текущая чистая прибыль | 6 000 |
Потери маржинальной прибыли из-за прекращения производства продукта Z | -6 500 |
Дополнительная маржинальная прибыль от Y | 7 320 |
Дополнительные постоянные затраты | -540 |
Прибыль в случае прекращения производства Z и замены его продажами Y | 6 280 |
Рис. 5. Изменение прибыли в случае принятия решения о прекращении производства продукта Z
На основании отчета о прибылях и убытках можно сделать вывод, что компании следует прекратить производство продукта Z и увеличить производство и продажи продукта Y в указанной пропорции. Тем не менее, следует отметить, что дополнительный доход не столь существенный, и любые ошибки в расчетах могут привести к принятию неверного решения.
(с) Нефинансовые факторы, подлежащие рассмотрению:
- Что произойдет с работниками, занятыми в производстве и иной деятельности, связанной с Z?
- Какой сигнал получит рынок / конкуренты? Не сложится ли мнение, что компания не желает поддерживать свою продукцию?
- Какова будет реакция потребителей, особенно тех, кто недавно приобрел продукт Z?
[1] Настоящая заметка написана по материалам CIMA.
[2] См., например, Использование анализа затрат для принятия управленческих решений