Перейти к содержимому

Проверка удобочитаемости текстов по Флешу в Word

Недавно я прочитал книгу Мартин Сайкс и др. От слайдов к историям. Пошаговая методика создания убеждающих презентаций. В разделе, посвященном написанию текстов, авторы призывают быть проще. Они пишут, что наиболее популярные пакеты программ текстовых редакторов включают в себя встроенные инструменты для тестирования уровня читаемости с помощью единицы измерения, которая называется «индекс читаемости Флеша – Кинкейда». И, действительно, поиск в Интернете показал, что Word умеет собирать данные, которые затем могут быть использованы для подсчета индекса Флеша – Кинкейда.

Проверка удобочитаемости документа

Когда в Microsoft Word заканчивается проверка правописания, можно вывести на экран сведения об уровне удобочитаемости документа, включая показатели удобочитаемости по следующим тестам:

  • удобочитаемость по Флешу; [1]
  • школьный тест по Флешу–Кинкейду.

По умолчанию опция вывода статистики отключена. Чтобы включить ее:

  • Откройте в Word вкладку Файл и выберите пункт Параметры.
  • Выберите пункт Правописание.
  • Убедитесь, что в разделе При исправлении правописания в Word установлен флажок Во время проверки орфографии также проверять грамматику.
  • Установите флажок Показывать статистику удобочитаемости (рис. 1).

Рис. 1. Параметры Word

Рис. 1. Параметры Word

Скачать заметку в формате Word или pdf

Если после этого в документе запустить проверку правописания (вкладка Рецензирование, кнопка Правописание), то после окончания проверки орфографии появится окно Статистика удобочитаемости (рис. 2). Результаты проверки на удобочитаемость основаны на величине среднего числа слогов в слове и слов в предложении.

Рис. 2. Статистика удобочитаемости

Рис. 2. Статистика удобочитаемости

Формула расчета показателя удобочитаемости по Флешу:

К = 206,835 – 1,015 x ASL – 84,6 x ASW

где: К – оценка трудности текста, ASL – средняя число слов в предложении; ASW – среднее число слогов в слове.

Rudolf Flesch (1911–1986) – американский специалист в области образования, определивший характеристики текста, которые делают его трудным или легким для понимания. Свои выводы он сделал на основе исследования текстов «Экзаменационных уроков для чтения», которые традиционно использовались в американской школе при переводе учеников из одного класса в другой. Флеш определил главные характеристики текста, влияющие на его восприятие – это число слогов на сотню слов и средняя длина предложения. Именно формула соотношения этих характеристик тесно связана с уровнем понимания текста учеником. Эта методика получила название «формулы читабельности Флеша».

Флеш проводил исследования на отрывках текста длиной в 100 слов. Легкость чтения по Флешу – это число от нуля до ста, показывающее, насколько текст легок для чтения. Чем больше число, тем текст легче; результат в 70–80 баллов говорит о том, что текст читается достаточно легко, 60–65 – средние тексты, менее 30 – трудные тексты.

Формула была предложена в 1943 г., а в 1948 г. агентство Ассошиэйтед Пресс проверяло на трудность выпускаемые ими материалы. Тест читабельности по Флешу получил широкое распространение после принятия в ряде штатов США законодательных норм, требующих, чтобы текст договора страхования мог быть понятен для лиц со средним образованием.

Школьный тест по Флешу–Кинкейду. Этот тест используется для оценки текстов на экзаменах в школах США. Например, значение 8,0 означает, что этот документ может понять ученик восьмого класса. Для большинства документов следует добиваться уровня от 7,0 до 8,0. Формула для школьного теста Флеша–Кинкейда:

0,39 x ASL + 11,8 x ASW – 15,59

Влияние языков на уровень удобочитаемости. Используемые в документе языки могут влиять на то, как MS Office проверяет и сообщает показатели удобочитаемости. Если настройка Word предполагает проверку правописания текстов на других языках, а документ содержит текст на нескольких языках, Word выводит статистику удобочитаемости для текста на последнем проверенном языке. Для некоторых европейских языков Word выводит на экран только сведения о суммарных и средних значениях, а не об удобочитаемости. В частности, так происходит и для русского языка. К тому же Word не выводит параметр ASW (среднее число слогов в слове), а выводит среднее число символов в слове, и что с этим параметром делать – не ясно…

При анализе англоязычного текста в окне Статистика удобочитаемости появляется область с результатами теста Флеша и школьного теста по Флешу–Кинкейду (рис. 3). Видно, что использованный для проверки текст довольно сложный: тест Флеша = 32 и существенно ниже 60, а тест Флеша–Кинкейда = 13,1, что существенно выше 8.

Рис. 3. Статистика удобочитаемости англоязычного текста

Рис. 3. Статистика удобочитаемости англоязычного текста

Понятно, что специфика русского языка влияет на коэффициенты в формулах. В Интернете можно встретить ссылки на работы Ирины Владимировны Оборневой, которая защитила кандидатскую диссертацию на тему «Автоматизированная оценка сложности учебных текстов на основе статистических параметров». [2]

С целью уточнения коэффициентов в формуле Флеша Оборнева провела исследование средней длины слова в английском и русском языках. Для обеспечения представительности выборки были взяты словарь русского языка под редакцией Ожегова (39 174 слова), и англо-русский словарь под редакцией Мюллера (41 977 слов). Адаптированная для русского языка формула Флеша в интерпретации Оборневой выглядит так:

К = 206,835 – 1,3 x ASL – 60,1 x ASW

К сожалению, напрямую воспользоваться формулой невозможно, так как Word не сообщает число слогов в слове. А формулу, основанную на среднем числе символов в слове, в Интернете найти не удалось. Не известна она и Ирине Владимировне.

Я решил исхитриться, и воспользоваться тем, что формула Флеша является линейным уравнением. Проверка в Word англоязычного текста выводит на экран три параметра: количество слов в предложении, количество слогов в слове и значение удобочитаемости по Флешу. Можно протестировать три текста на английском языке, и в результате получить систему из трех уравнений относительно параметров (a, b, c) формулы Флеша:

К1 = а – b*ССП1 – c*ССС1

К2 = а – b*ССП2 – c*ССС2

К3 = а – b*ССП3 – c*ССС3

где К – оценка трудности текста по Флешу, ССП – среднее число слов в предложении (в тестах 1, 2 и 3), ССС – среднее число символов в слове (также в тестах 1, 2 и 3).

Результат получился неутешительным (абсурдным). Можно предположить, что Word использует нелинейную зависимость, или использование в формуле показателя числа символов вместо числа слогов является некорректным… [3]

И всё же проверить русские тексты на удобочитаемость по Флешу возможно. Рекомендую воспользоваться онлайновыми ресурсами. Например, http://rockrhapsody.ru/text.html, http://audit.te-st.ru/tests/readability/.

 


[1] Рекомендую также заметку Формула читабельности Флеша.

[2] Благодарю Ирину Владимировну Оборневу за помощь в написании заметки.

[3] Неудача постигла и другого исследователя… см. здесь.

9 комментариев для “Проверка удобочитаемости текстов по Флешу в Word”

  1. … и спасибо большое за заметку! Попробую на практике с этими параметрами поработать.

  2. Никита, Вам повезло)) А какая версия Word у Вас?

  3. Я пытался понять это, но я не знаю, где в современных версиях это посмотреть.

  4. Наталья

    рецензирование/правописание/параметры

  5. Увы никаких «параметров» после нажатия кнопки «Правописание» не появляется.

  6. Благодарю за столь информативную и полезную заметку!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *