В своем становлении в качестве менеджера я прошел два этапа. Сначала я думал, что все процессы в компании и взаимодействие с сотрудниками можно строить на основе рационального начала – intelligence quotient (IQ). И я столкнулся с тем, что иногда это не работает. Если бы я управлял такими же людьми, как я, то всё было бы замечательно, но люди разные. Более 10 лет тому назад, занимая пост генерального директора издательства «Советский спорт», я познакомился с Владимиром Викторовичем Столиным – руководителем консалтинговой компании «Экопси». Владимир Столин был привлечен владельцем бизнеса для проведения ассессмент центра, то есть оценки меня в бизнес-среде издательства. Столин отметил высокие интеллектуальные компетенции, и выявил определенные проблемы с эмоциональным интеллектом – emotional quotient (EQ). С тех пор я уделяю серьезное внимание этой составляющей моего стиля управления: читаю литературу, пробую применять различные техники в своей практике менеджмента.
Скачать краткий конспект в формате Word
Иногда, к сожалению, получается, как в анекдоте. Начальник знает, что у его сотрудницы заболела собака, и он хочет как-то показать свое сочувствие. Он спрашивает: «Как здоровье Вашего питомца? Еще не сдохла?» 🙂
Я понимал важность двух составляющих: интеллекта и эмоций. Тем не менее, я замечал, что в компаниях процветают люди с весьма посредственными интеллектуальными и эмоциональными навыками. В чем причина их успеха? Я думаю, дело в том, что во многих компаниях правят посредственности, поэтому они не стремятся окружать себя людьми интеллектуально и эмоционально развитыми, и на первый план выходят политические компетенции: объединиться с кем-то против кого-то; понять, куда дует ветер и попасть в струю; элементарно угодить начальнику…
Чтобы быть успешным в реальных компаниях менеджер должен владеть также и политическим интеллектом – political quotient (PQ). Раньше я думал, что PQ имеет только отрицательный оттенок, а поскольку мне было неприятно становиться участником подковерных игр, я предпочитал покидать такие компании. Возможно, мне не везло, но других компаний я не встретил… За одним исключением – издательство «Работа сегодня», которое было создано мною с нуля (на деньги инвестора), и которым я руководил почти два года. Но здесь другая история. Я реально был первым лицом компании, инвестора мы не видели вовсе, в корпоративные отношения он не вмешивался, осуществляя контроль по показателям бизнес-плана. Что же касается моих подчиненных, возможно, они бы сказали, что и в «Работе сегодня» без политических игр не обошлось!
Сегодня к понятию политического интеллекта / политической компетенции я отношусь значительно более позитивно. Неучет политической составляющей в проектах изменений, как правило, приводит к их провалу. Сегодня менеджерам без внимания к мнению стейкхолдеров не обойтись! Политический интеллект перестал у меня ассоциироваться с подковерными играми. Я вступил в третий этап своего становления в качестве менеджера – этап постижения премудростей политического интеллекта.
Основная часть бизнес-литературы посвящена рациональным знаниям и методам. Наверное, если разбить всю литературу на АВС-группы, то на долю IQ придется 80% книг и статей, EQ – 15%, PQ –5%. Менеджеров, в первую очередь, учат предметной области, затем методам управления людьми. Поведению в реальных организациях они обучаются, как правило, сами…
Вот почему недавно прочитанная мною книга Джо Оуэна «Как управлять людьми. Способы воздействия на окружающих»[1] так мне понравилась. Она охватывает все три основных навыка менеджера: интеллект, эмоции, политику. Вы можете также прочитать другие рецензии на книгу: http://www.pretext.ru/index.php?aID=1.
Основная идея книги: в учебной и деловой литературе навыки менеджеров идеализированы; применяйте на практике описанные подходы, чтобы добиться успеха в реальных компаниях.
Введение. Реальные менеджеры в реальных условиях.
Менеджерский интеллект (MQ) включает в себя три составляющие:
MQ = IQ (задачи и функции) + EQ (личности и группы) + PQ (контроль, власть, изменения)
Глава 1. IQ-способности: проблемы, задачи и деньги.
- Начните с конца: сосредоточьтесь на итогах
Эффективный менеджер руководствуется стремлением к результатам и достижению цели. Это формирует определенный стиль мышления – очень прагматичный, стремительный и совершенно непохожий на те, которые описывают в книгах и изучают в институтах. Главное – достижение, а не активность. Учебники ищут идеальный ответ, но идеальное решение – враг практического решения. Поиск идеала приводит к бездействию. Практические решения приводят к тому, что требуется хорошим менеджерам, – к действию.
Сосредоточиться на результатах, значит постоянно отвечать на следующие вопросы:
– каких результатов я хочу добиться?
– каких результатов ожидает другой человек?
– каковы минимальные действия, необходимые для достижения результатов?
– каковы последствия этих действий?
- Добейтесь результатов: работайте и вникайте:
– работать больше
– работать умнее
– определить основной план
– играть с цифрами
– управлять людьми, чтобы достичь результатов
- Принимайте решения: быстро развивайте интуицию
– действовать, а не анализировать; предпочтение практическим, а не идеальным решениям; привлекать других людей для обсуждения; брать ответственность
– можно ли выделить в ситуации знакомый паттерн?
– для кого важно это решение и почему?
– кто-нибудь вообще знает ответ?
- Решайте проблемы: развивайте методы, схемы, инструменты
– какую именно проблему вы пытаетесь решить?
– сосредоточьтесь на причинах, а не на симптомах
– расставьте приоритеты
– методы решения проблем: анализ рентабельности, SWOT-анализ, полевой анализ, многофакторный анализ, «рыбий скелет», ТРИЗ
- Мыслите стратегически: изучите основы, особенности, примените классический подход
- Определите бюджет: в значительной степени это и политический вопрос
Менеджеры относятся к цифрам так же, как адвокаты – к фактам: они пользуются цифрами и фактами выборочно, чтобы подкрепить свои аргументы, а не найти истину.
- Управляйте издержками
- Используйте Excel для иллюстрации, а не в качестве чистой математики
- Знайте свои ключевые цифры, но… умейте ими манипулировать
Глава 2. EQ-способности: общение с людьми
- Мотивация: как создать добровольных последователей
Теория Х (ленивы) и Y (вовлечены); это не черно-белая картина; как себя ведет менеджер, в ту сторону смещается поведение сотрудников. Иерархия потребностей Маслоу (вариант автора):
Золотое правило мотивации – покажите, что вам небезразлично будущее каждого члена команды.
- Влияние: правила убеждения
Принципы влияния: алчность (соответствует потребностям роста Маслоу), страх (оборотная сторона алчности: «если не сделаете то-то, вас уволят), праздность (покажите, что ваше предложение облегчит жизнь, а не усложнит), риск (как и праздность, риски следует преодолевать).
- Коучинг: задачи, обзор, варианты, результаты
- Делегирование: лучше и меньше
- Решение конфликтов: забудьте о страхе, научитесь слушать
- Неформальная обратная связь: как негативное сделать позитивным
– позитивность, конструктивность
- Самоуправление: личный EQ
- Эффективное распределение времени: активность лили достижения
- Как выжить в менеджерском марафоне
- Правильное поведение: чего хотят менеджеры на самом деле
Глава 3. PQ-способности: как получить власть чтобы добиться целей
- Семь ключевых источников власти: как заручиться политической поддержкой
Деньги, информация, навыки, клиенты, доступ, разрешения, ограниченные ресурсы
- Как получить власть: власть в центре, власть на задворках
- Политическая поддержка: как стать незаменимым
Создайте коалицию, распределите в ней роли: игрок, крестный отец, пользователи, стражники, солдаты, технократы, наставники.
- Применение власти: достижение целей
- Искусство неразумного менеджмента: беспощадность
Эффективная для организации беспощадность | Мучительная беспощадность |
Выбирает только крупные сражения | Сражается за всё подряд |
Не признает компромисса в результатах и целях, но предпочитает гибкий подход к средствам их достижения | Не идет на компромисс ни в чем |
Сосредоточен на том, что важно для бизнеса | Персонифицирует проблемы и задачи |
Думает о будущем, стремится к взаимовыгодному сотруднику | Культура вины, отношения победитель / проигравший |
Развивает способности людей, предоставляя новые возможности | Ломает людей, создавая атмосферу страха |
Требует абсолютной преданности делу и сам проявляет ее | Требует абсолютной преданности делу, но сам ее не проявляет |
Упорно стремится к намеченной цели, показывая высокий уровень доверия | Меняет цели и рубит головы в своих личных интересах |
Амбициозен и для организации, и для себя | Амбициозен только в собственных интересах |
- Политические игры: нравственность и выживание
- Умение контролировать ситуацию
Что такое видение? Цель, путь достижения цели, чем вы можете помочь, текущая ситуация.
- Управление изменениями: люди, а не проекты
Что значит создать условия для успешной реализации изменений? Правильно выбрать проблему, правильно выбрать крестного отца, правильно сформировать команду, правильно организовать процесс.
- Люди и изменения. Методы воздействия на сотрудников путем изменения:
– обязанностей
– методов работы
Принципов организации процессов
Принципов оценки, вознаграждения и признания
Поведения людей; изменение культуры в самом широком смысле
- Десять законов власти: как развивать PQ
– возьмите контроль в свои руки
– создайте связи
– сыграйте роль
– действуйте быстро
– сражайтесь
– избирательно проявляйте неблагоразумие
– идите туда, где сосредоточена власть
– используйте неопределенность
– нацельтесь на результаты
– используйте рычаги власти, а то потеряете их.
Глава 4. МQ-способности: как управлять своей жизнью
Исследование автора показало, что большинство менеджеров учатся у коллег, руководства, людей, ставших для них примером для подражания, а также на собственном опыте.
Такой подход неплох, но существует три проблемы:
- Опыт может быть неправильным
- Можно выбрать не тот пример для подражания
- Среди окружения может не быть достойного примера.
Поэтому, как сказал Деминг: «Знаниям нет замены»
МQ можно использовать в качестве инструмента оценки способностей менеджера
(ШПАРГАЛКА ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ)
IQ-способности: проблемы, задачи и деньги
- Начинает с конца: видит желаемые результаты для себя и других, упрощает проблемы, сосредоточившись на конечных целях
- Достигает результатов: формулирует четкие ожидания (цели и сроки) и выполняет их: берет на себя ответственность и может продемонстрировать конкретные достижения
- Принимает решения: быстро анализирует, что эффективно, а что неэффективно в бизнесе (развивает деловое чутье и интуицию), склонен к действиям
- Решает проблемы: сосредотачивается на практических, а не на идеальных решениях; решает проблемы с помощью/через других людей, убеждая их в своей правоте и заручаясь их поддержкой
- Мыслит стратегически: понимает приоритеты топ-менеджеров и корректирует личные планы, поддерживая более широкие бизнес-задачи
- Управляет бюджетом: планирует реалистичные, максимально простые задачи; хорошо разбирается в политике бюджетного цикла
- Управляет расходами: готов к тому, что в конце года придется напрячь все свои силы; знает, где накоплены ресурсы; успешно обговаривает любые изменения в бюджет
- Составляет электронные таблицы и отчеты: знает основные показатели бизнеса и, опирась на них, регулярно проверяет те или иные предположения
- Разбирается в цифрах и показателях: понимает, как с помощью цифр убедить людей; использует процесс одобрения и подтверждения, чтобы заручиться поддержкой
EQ-способности: общение с людьми
- Мотивация людей: проявляет искренний интерес к команде и имеет преданных сторонников
- Влияние на людей: умеет слушать, понимает цели и потребности других людей и создает коалицию в поддержку действиям, объединяя цели и задачи разных людей в организации
- Коучинг: помогает другим найти эффективные методы работы; понимает, что разные люди добиваются успеха разными путями; не навязывает единый стиль работы
- Делегирование: делегирует важные задачи, которые развивают людей, а также повседневные задачи; формулирует четкие и последовательные требования; не ищет виноватых
- Решение конфликтов: разряжает обстановку, а не подливает масла в огонь; понимает, в каких сражениях стоит участвовать, а каких лучше избегать
- Неформальная обратная связь: развивает членов команды с помощью быстрой и позитивной обратной связи; вместо проблем сосредотачивается на решениях и побуждает действовать
- Самоуправление: понимает, что его мотивирует и как он воздействует на окружающих, и подстраивается под разные ситуации и под разных людей
- Эффективное распределение времени: имеет четкие цели и приоритеты в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах, от которых он не отклоняется без особой необходимости; сосредоточен на результатах, а не на деятельности
- Как выжить в менеджерском марафоне: сохранять контроль над ситуацией даже в неблагоприятные времена; полноценно отдыхать и расслабляться, постоянно размышлять, учиться и развиваться
- Изучение правильного поведения: демонстрирует поведение, наиболее ценимое в организации; настроен позитивно, профессионален и сосредоточен на людях
PQ-способности: как добиваться целей
- Семь ключевых источников власти: понимает, как стать незаменимым сотрудником для компании, развивает в себе соответствующие способности, стремится к необходимой для этого власти
- Как получить власть: имеет конкретные достижения и заслуги; активно ищет подходящие возможности; не ждет, когда ему что-то предложат, а сам проявляет инициативу и действует.
- Политическая поддержка: знает, где сосредоточена власть; создает союзы с ключевыми властными фигурами; стремится к тем должностям, которые обеспечивают долгосрочное карьерное развитие
- Применение власти: стремится к власти не ради статуса, а ради достижения большего; сосредоточен на достижениях, а не на вознаграждении
- Искусство неблагоразумного менеджмента: знает, где и как сражаться и развивать способности людей, нарушая их комфортное состояние
- Как сказать «нет» своему начальнику: ищет альтернативные решения и задает умные вопросы, чтобы убедить руководителя изменить свое мнение, причем так, чтобы не пришлось открыто говорить «нет»
- Власть и честность: внушает доверие, основанное на честности, даже в самых сложных ситуациях, и на неукоснительном выполнении обещаний
- Взять контроль в свои руки: обладает четким и убедительным видением того, что важно, что следует изменить и как это сделать
- Управление изменениями: сосредоточен на создании политической коалиции в поддержку изменений; сосредоточен на преимуществах, действиях и результатах, а не на проблемах; больше сосредоточен на людях, чем на проектах
- Люди и изменения: помогает людям преодолеть трудности и эмоциональные проблемы, связанные с изменениями.
[1] С сожалением вынужден отметить неудачный русский перевод названия. Мало того, что он не соответствует английскому названию, так он еще и не соответствует содержанию книги. Более того, в студии Артемия Лебедева ориентируясь на русское название книги, а не на ее содержание сделали дизайн обложки, который еще дальше уводит от сути. На английском книга называется How to manage. The art of making things happen. Книга посвящена не методу «кнута и пряника», а тому, как менеджеру управлять правильно, какие правильные действия осуществлять…
Очень полезняа статья!!! Честно говоря, про политическую составляющую не знала (а даже, прочитав, еще не очень поняла, как это на практике выглядит)
Тоже относилась к политике крайне отрицательно, пока не набила шишки, очень болючие шишки.
Проще всего приучиться к социальному анализу имея какую-нибудь систему, модель,тогда эмоциональная составляющая утихает, давая возможность более хладнокровно видеть социальные или человеческие расклады, их закономерности и прогнозировать результаты привычных процессов.
Спасибо за конспект книги — многое уточняет!
Отличная, между прочим, книга. Я бы ставил ее обязательной к прочтению любому менеджеру (руководителю).