Определение – ключ к овладению понятием

Рубрика: 3. Логистика

Человек мыслит понятиями. Если он не понимает, что подразумевает тот или иной термин, он не способен им воспользоваться. Например, сегодня мне встретилось новое слово – фрустрация. [1] И пока я не залез в Википедию, меня терзал вопрос: «о чем это автор тут говорит?».

Некоторые понятия мы определяем интуитивно (нам кажется, что мы давно/всегда понимали, о чем речь), про некоторые – узнаем из литературы. Иногда мы читаем о, казалось бы, знакомой вещи, но понимаем, что новое определение дало нам что-то большее, позволило иначе взглянуть на мир.

Скачать заметку в формате Word

Поясню свою мысль на примере – отрывке из «Книги по верстке для тех, кто не умеет верстать», написанной Робин Уильямс:

Когда мне было лет 13 мне подарили на Рождество книгу с рисунками и описанием деревьев. Я пролистала часть книги, и меня стало распирать любопытство, смогу ли я опознать деревья, растущие по соседству. Самым первым в книжке упоминалось дерево Джошуа; для его определения требовалось всего два признака. Я смотрела на картинку и говорила самой себе: «Такого дерева в Северной Калифорнии нет. Я узнала бы его, если бы увидела, но видеть его мне никогда не приходилось». Я взяла книгу и отправилась на прогулку. Наш дом был расположен в тупике рядом с еще шестью домами. Перед четырьмя из них росли деревья… Джошуа! Я прожила здесь 13 лет, и я никогда не видела ни одного дерева Джошуа. Я шла по кварталу, и, должно быть, когда-то давно, когда все пытались как-то украсить свое новое жилище, здесь была распродажа: на передних дворах большинства домов красовались деревья Джошуа. А я до сих пор не видела ни одного! Как только я познакомилась с признаками дерева Джошуа, как только я осознала их и прочитала название, я стала замечать его везде. Это как раз отражает мою точку зрения. Если вы можете что-то назвать, вы осознаете это. Вы приобретаете над этим власть. Вы владеете этим. Вы держите это под контролем.

Сильно, не правда ли!?

Позвольте еще один пример. Я уже давно не надеюсь на свою память, поэтому задачи, дела, идеи доверяю различным электронным носителям. Несколько лет тому назад мне попалась статья о методе Getting Things Done. Я понял, что дело не в плохой памяти, а в том, что я (в соответствии с теорией Дэвида Аллена) стремлюсь разгрузить память, не напрягать её запоминанием, что и когда делать, а сконцентрироваться на выполнении самих задач! Действуя интуитивно, опираясь на свой опыт, я выработал некоторые навыки. Знакомство же с теорией Аллена, опора на прочитанное и «переваренное» определение, позволили мне существенно улучшить мои методы управления временем, информацией, делами!

Итак, думаю, что идею важности определений я до вас донес! 🙂

Теперь обсудим следующую проблему, связанную с различным толкованием вроде бы одинаковых понятий разными людьми. Куда может завести такое различие в понимании, забавно иллюстрируют специалисты министерства обороны США[2]:

«Господин тренер, с нашими проблемами покончено. Теперь у нас есть семиногий.»

Примечание. [3] Обыгрывается многозначность слова foot. В зависимости от контекста слово foot может иметь значения: нога, шаг, фут (мера длины), опора… Таким образом, тренер ранее обозначил проблему – отсутствие в команде 7-футового человека; он имел ввиду человека ростом 7 футов (2 м 13 см); а его помощник нашел семиногого… (тонкий английский юмор :)).

Как только люди вступают в коммуникации, им тут же становятся нужны определения, которые они будут понимать одинаково. Такие определения называются операциональными. Итак

Операциональное – определение, придающее понятию поддающийся передаче смысл, указывающее на то, как понятие измеряется и применяется в конкретных обстоятельствах.

Деминг, 1986 г.

В каждой сфере деятельности участники этой деятельности формируют набор операциональных определений (ОО). Это же в идеале необходимо делать и в рамках отдельной компании. Благодаря ОО сотрудники организации получают возможность передавать информацию, которая одинаково будет понята всеми участниками.

Роль ОО впервые обозначил «отец» статистического управления процессами Уолтер Шухарт. Не удивительно, что важность ОО подчеркивал и Эдвардс Деминг. [4] Фактически, введение ОО – эта тоже уменьшение вариабельности процессов. Чем точнее мы передаем от сотрудника сотруднику задания / идеи, тем меньшая вариация будет в исполнении: всё ясно и неточностям не остается места.

Почему сотрудникам, работающим в команде, следует использовать ОО?

ОО вносят в нашу повседневную терминологию смысл, пригодный для работы. Такие слова, как «качественный», «дефектный», «однородный» могут иметь много смыслов, если они не определены в точных терминах, употребленных в конкретных обстоятельствах. Последнее очень важно! ОО могут формировать совершенно разные образы/понятия в различном контексте (в разных областях деятельности, в разных компаниях…). Для эффективного общения и избежания неправильной трактовки члены команды, внешние и внутренние потребители и поставщики должны пользоваться одинаковыми ОО для одних и тех же понятий/концепций.

ОО содержит три элемента, помогающие его применению:

Элементы операционального определения:Критерий:     Стандарт, относительно которого оценивается результат теста;Тест:                 Специфическая процедура измерения свойства;Решение:       Описание принятия решения, показывает ли результат теста соответствие критерию.

Непонятно? Давайте обратимся к примерам.

1) Операциональное определение «Полушерстяное одеяло»

Критерий: Волокна шерсти равномерно распределены и составляют половину веса одеяла.Тест: Анализ распределения и доли волокон в образце.Решение: Волокна шерсти равномерно распределены и составляют половину веса. Одеяло на 50% из шерсти.

2) Операциональное определение KPI [5] «Точность размещения товаров на складе»

Критерий: данные системы управления складом (WMS[6]) соответствуют фактическому размещению товара в ячейке

Тест: подсчитываем число несоответствий фактического размещения и данных WMS; несоответствие – любая лишняя или недостающая коробка. Например, в ячейке по системе должно быть 10 коробок артикула А20Н1, а инвентаризация выявила в ячейке 8 коробок А20Н1 и 3 коробки В201; число несоответствий в ячейке – 5: не хватает двух коробок А20Н1 и три лишние коробки В201

Решение: KPIточность размещения = (1 – число несоответствий / число просчитанных коробок) * 100%

Например, всего за день было просчитано 23 520 коробок, при этом выявлено 234 несоответствия. KPIточность размещения = (1 – 234/23520)*100% = 99,01%

3) Операциональное определение «Проблемный дебитор»

Критерий: срок просроченной дебиторской задолженности растет четыре недели подряд

Тест: подсчитываем средневзвешенный срок просрочки по всем отгрузкам в кредит по данным на вечер понедельника, например:

 

 

Решение: если четыре недели подряд средневзвешенный срок просрочки растет, дебитор является проблемным

4) Операциональное определение «Начальный уровень владения MS Office»

Критерий: Знания и опыт в следующих областях:

Владение ПК

  • Использовать проводник
  • Создавать и упорядочивать собственные рабочие папки
  • Пользоваться функцией Print Screen; редактировать картинку в Paint, сохранять в файле

Excel и Word (общие требования)

  • Создавать, сохранять, переименовывать документы, в том числе из почты
  • Пользоваться справочной системой
  • Изменять шрифт, кегль, цвет, начертание
  • Использовать ленту
  • Знать не менее 5 «горячих» комбинаций клавиш в каждой программе
  • Работать с несколькими открытыми файлами; размещать их одновременно на экране монитора для сравнения данных
  • Настраивать параметры страницы и готовить документ к печати
  • Выполнять проверку правописания

Excel

  • Перемещаться по листам рабочей книги
  • Переименовывать, дублировать, перемещать листы; подкрашивать ярлычки
  • Использовать форматы: числовые, текстовые, даты и времени
  • Использовать относительные и абсолютные ссылки на ячейки
  • Использовать автосуммирование, функции МИН, МАКС, СРЗНАЧ, СЧЕТ, ЕСЛИ
  • Выделять диапазон и видеть «быстрые» итоги
  • Создавать стандартные диаграммы
  • Использовать поиск данных с помощью автофильтра

Word

  • Выполнять редактирование и форматирование текста
  • Использовать списки (буллиты и простую нумерацию)
  • Создавать и редактировать таблицы
  • Располагать текст в нескольких колонках
  • Добавлять в документ в качестве иллюстраций диаграммы (из Excel) и картинки (из файлов или буфера обмена)

Outlook

  • Открывать сообщения и вложенные файлы
  • Создавать новое письмо; присоединять файлы
  • Отвечать, отвечать всем, пересылать письма (понимать, в каких случаях, какая опция используется)
  • Выполнять сортировку, фильтрацию, поиск сообщений
  • Распределять сообщения по папкам
  • Выполнять печать письма

Тест: проводим тестирование знаний и умений

Решение: если правильно выполнено не менее 80% тестовых заданий, считаем, что сотрудник соответствует начальному уровню владения MS Office

Философ Карл Поппер считает, что важность определений сильно преувеличена: «Я, возможно (я не знаю), единственный философ, который ненавидит определения. Я убежден, что определение само по себе есть логическая проблема, и что к этой проблеме присоединяют слишком много предрассудков. Считается, что термин не имеет значения, пока вы его не определили. Но можно легко показать, используя самое малое количество логических соображений, что это очевидная бессмыслица. Я не говорю, что определения не играют роли при решении тех или иных проблем, но я утверждаю, что для большинства проблем не имеет совершенно никакого значения, может или не может быть определен термин, или как он определен. Все, что важно, — так это то, что нам нужно прийти к пониманию. А определение, конечно, не есть способ понять.» Подробнее см. Карл Поппер. Знание и психофизическая проблема.


[1] Фрустрация (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.

[2] К сожалению, сайт первоисточника у меня не открылся, а с переводом на русский язык, сделанным Георгием Лейбовичем можно ознакомиться на сайте Ассоциации Деминга. В изложении ниже использованы рисунки и некоторые идеи из этого материала.

[3] Пояснения переводчика – Георгия Лейбовича.

[4] См. например материалы на сайте Ассоциации Деминга (глава 7 из книги Генри Нива «Пространство доктора Деминга», перевод Ю.Т. Рубаника), а также книгу самого Э.Деминга «Выход из кризиса».

[5] Ключевой показатель эффективности (англ. Key Performance Indicator, KPI)

[6] Warehouse Management System

Комментарии: (2)

Мне понравился твой стиль изложения, у тебя есть способность преобразования любой информации в доступную форму для быстрой ее обработки. Тебе можно деньги на этом делать — продавать краткие справочники в которых будет максимум относящейся к предмету информации и никакой воды из за которой у авторов та же информация растягивается на целую книгу в 300 листов.
Про определение — есть такая особенность у человека — читая текст он может поймать себя на мысли, что он уже какое то время не понимает что читает, причем это похоже на состояние перехода сознания от осмысления текста к состоянию резкого погружения в себя и спонтанного полета мыслей о чем то совершенно своем не связанном с текстом. Причина этого в том что человек читая текст встретил незнакомое ему слово или знакомое но определения которого он не знает наверняка лишь какие то ассоциации и все с того момента информация дальнейшая уже не идет в мозг. Это я прочла в книге Дианетика. Даже если слово знакомо но есть сомнения в его точном определении — просто найти его определение в толковом словаре. Этот метод по разбиранию каждого слова в котором я сомневаюсь я применяю для усвоения любого учебного материала (учусь на юриста). Очень много с тех пор открытий сделала о том что означают слова которые казалось понятны, причем всем.

Анжелика, спасибо за оценку моих способностей 🙂 В принципе, в жизни (по крайней мере, в моей) не так уж много позитива. Поэтому, такая обратная связь от читателей блога вдохновляет меня на продолжение начатого дела!


Прокомментировать