В связи с печальным событием – смертью моего друга Тима Злотова – готовилась к изданию книга. Меня попросили написать заметку. Я вспомнил, как в 1989 г. сборная СССР по бриджу собралась на турнир в Софию. Мы ехали на поезде, и заранее прибыли на Белорусский вокзал. Не было только Тима. Я пошутил: тот, кто ближе всех живет, придет последним. Тим жил на Лесной в 15 минутах ходьбы. Поезд тронулся, а Тима всё не было. Он появился минут через 10, заявив, что успел вскочить в последний вагон.
Однако, редактор книги сообщил, что поезда в Софию всегда отправлялись с Киевского вокзала. Я стал расспрашивать очевидцев той истории. Про опоздание Тима помнили, а про мои слова и Белорусский вокзал – нет. Возможно, воспоминание «всплыло» у меня, чтобы история стала более связной…
Мясник откармливает индюшку тысячу дней. С каждым днем вес индюшки растет. Она делает два варианта прогноза, основываясь на прошлых событиях. Но это только часть истории. В день благодарения всё заканчивается…
Предыдущая глава Оглавление Следующая глава
Скачать заметку в формате Word или pdf
Истории и память
Запомнить набор случайных фактов довольно сложно, а вот истории, основанные на причинно-следственных связях, легче закрепляются в памяти. В этом случае мозгу приходится проделать меньшую работу для сохранения информации. Вот только в результате мы перестаем замечать роль случайности.
Смотря телевизор, беседуя или читая книгу, мы используем определенные знания или контекст, которые имеют отношение к тому что происходит. Этот контекст можно представить, как имеющуюся a priori ментальную карту. У всех нас есть набор фильтров, которые мы используем, чтобы оценить новую информацию, сравнить ее с ментальной картой и решить, нужно ли ее обновить. Истории помогает миновать фильтры, занося информацию сразу в ментальную карту:
Существующая ментальная карта + история = новая ментальная карта
Возможно, вы заметили, что я тоже использую такой подход. Новые идеи могут встречать сопротивление, поэтому я стараюсь их преподносить через свой опыт… изложенный в историях.
Самооправдание
Кэрол Теврис и Эллиот Аронсон пишут, что после совершения ошибки мы обычно сочиняем «легенду», освобождающую нас от ответственности, восстанавливая веру в то, что мы являемся справедливыми и компетентными, чтобы оправдать себя и защитить самооценку. Они выделяют три важных качества памяти:
- яркие воспоминания, наполненные эмоциями и подробностями… ошибочны,
- даже если мы абсолютно уверены в точности наших воспоминаний, это не означает, что так и есть на самом деле,
- ошибки памяти поддерживают наши сегодняшние чувства и представления.
Воспоминания не записаны в памяти, подобно файлам. Чтобы запомнить сложную информацию, мы организуем ее, выстраивая историю. Поскольку память реконструирует факты и события, мы можем путать то, что произошло с кем-то другим, с тем, что произошло с нами, или верить, будто помним что-то, чего никогда не происходило в реальности. Когда история становится главным источником самооправдания, воспоминания искажаются, чтобы служить этой цели. Майкл Конвей и Майкл Росс назвали эти своекорыстные искажения памяти «получением того, что хочется, с помощью пересмотра того, что у нас есть».
Смысл жизни
Историк Юваль Харари утверждает: спрашивая о смысле жизни, мы ожидаем услышать какую-то историю. Но забываем, что все такие истории привязаны ко времени и географии. Правители, религии желая по-настоящему внедрить в наши умы тот или иной вымысел, требовали жертв. Ничто так не поддерживает веру, как жертвоприношение. Как вы думаете, откуда взялась традиция дарить помолвочное кольцо с бриллиантом? После такой финансовой жертвы жених просто обязан убедить себя, что оно того стоило.
Испокон веков люди верили в истории, причем в разные. Эта неопределенность беспокоила многие религии, поэтому они считали веру главной добродетелью, а сомнение – одним из тяжких грехов. Но в современной культуре всё наоборот: вера рассматривается как интеллектуальное рабство, а сомнение – как условие свободы.
Несмотря на то что все истории – плод воображения, повода для отчаяния нет. Ключевой вопрос, стоящий перед людьми, не «в чем смысл жизни», а «как избавиться от страданий». Будьте бдительны, когда политики говорят что-то типа: «Их жертва станет искуплением и сохранит чистоту нашего бессмертного народа». Возможно, они пытаются скрыть страдания конкретных людей. Что стоит за этой белибердой? Возможно, кричащий от боли солдат, изнасилованная женщина или дрожащий от страха ребенок.
Помоги себе сам
Психолог Тимоти Д. Уилсон считает, что на людей влияет не объективная среда, а их личные представления о мире. Люди рассказывают себе истории в попытке объяснить, почему они делают то, что делают. Но иногда люди сталкиваются с историями, которые начинают работать против них.
Он набрал группу студентов первого курса, которые оказались в замкнутом кругу саморазрушительных мыслей. Студенты получали неважные оценки, и думали, что, зря поступили в университет. От таких мыслей учиться было еще тяжелее. Психолог рассказал им некоторые факты и истории других студентов, из которых можно было заключить, что у их проблем, возможно, другая причина: поначалу в университете тяжело освоиться всем, но по мере обучения они начнут справляться все лучше, когда привыкнут и будут заниматься иначе, чем делали это в школе.
Предположение, что виноваты, возможно, не они, а ситуация, в которой они оказались, и что все еще может исправиться, казалось, изменило истории этих студентов. Те, в ком заронили эту мысль, по сравнению с контрольной группой, не получившей консультации, в течение следующих нескольких лет учились лучше и реже уходили из университета. Заставив человека слегка перенаправить свою историю с одного пути на другой, можно помочь ему кардинально изменить жизнь к лучшему.
Однако, многие виды психологической помощи не имеют теоретической базы. Более того, существует целая индустрия самопомощи. Ее проблема в том, что способ подачи рекомендаций порождает у людей уверенность в переменах, никак не подкрепленную научно. На самом деле, эта индустрия что-то вроде лотереи в том смысле, что, покупая лотерейный билет, мы покупаем надежду.
Ошибка нарратива
Объяснения объединяют факты друг с другом; помогают их запомнить; придают им больший смысл, чем есть на самом деле. Опасно это тем, считает Нассим Николас Талеб, что укрепляет нас в иллюзии понимания. Чтобы отграничить реальные истории из жизни от схемы, выстроенной для какого-то причинно-следственного объяснения, Талеб использует термин нарратив.
Прошлое может сбивать с толку. Более того, интерпретация прошлых событий содержит много степеней свободы. Посмотрите на ряд точек, представляющий изменения во времени:
Этот рост может показывать популяцию бактерий, объем продаж, или вес индюшки)). Точки хорошо вписываются в линейный тренд, и прямую можно продлить в будущее:
Но что если закономерность нелинейна!? И точки находятся на кривой жизненного цикла – рост и увядание:
Реальный процесс может оказаться периодическим и не иметь ничего общего с линейной моделью. Лишь некоторые части кривой кажутся линейными:
Эти графики иллюстрируют статистический вариант ошибки нарратива – вы находите модель, в которую укладывается прошлое. И излишне оптимистично экстраполируете ее на будущее.
Литература
Нассим Николас Талеб. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. М.: КоЛибри, 2009. – 528 с. Конспект: https://baguzin.ru/wp/?p=1533
Юваль Харари. 21 урок для XXI века. – М.: Синдбад, 2019. – 416 с. Конспект: https://baguzin.ru/wp/?p=22173
Джон Брокман. Мышление. Ведущие ученые о том, как мы делаем выбор, решаем задачи и прогнозируем будущее. – М.: АСТ, 2018. – 480 с. Конспект: https://baguzin.ru/wp/?p=21731
Кэрол Теврис, Эллиот Аронсон. Ошибки, которые были допущены (но не мной). Почему мы оправдываем глупые убеждения… – М.: Инфотропик Медиа, 2012 – 336 с. Конспект: https://baguzin.ru/wp/?p=10870
Спасибо.
Вы всё ближе подходите к тому, что ум не предназначен для прогнозирования.
Он дает нам выживание через способность быстрее и подходяще действовать в повторяющихся ситуациях.
Смешно… Я планирую одну из ближайших глав «Менеджмент – это прогнозирование».