Перейти к содержимому

Линда Бут Свини, Деннис Медоуз. Сборник игр для развития системного мышления

Системное мышление и организационное обучение заключают в себе массу взаимосвязанных понятий — от системной динамики (изучения причинно-следственных связей и запаздываний в сложных системах) до мысленных моделей (всех наших глубинных представлений о том, из чего состоит мир, наших предположений, легенд, нашей веры).

Не надо объяснять, надо показывать. Мы учимся глазами, а не головой.
Уилл Роджерс

Один из лучших способов для команды осознать системную природу проблем, с которыми сталкивается организация, — это увидеть поведение в действии, пережить его на собственном опыте. Книга, о которой я расскажу сегодня позволяет вывести на первый план наши запутанные представления и детально разобраться в них, используя несложные игры.

Линда Бут Свини, Деннис Медоуз. Сборник игр для развития системного мышления. – М.: Просвещение, 2007. – 288 с.

Подробнее »Линда Бут Свини, Деннис Медоуз. Сборник игр для развития системного мышления

Excel. Перемещение формул без изменения относительных ссылок

На днях дочь обратилась с проблемой. Она построила сложную таблицу в Excel с большим числом формул, основанных на относительных ссылках, и возникла потребность скопировать эти формулы в новую область листа с сохранением ссылок на те же ячейки, что и исходные формулы (подробнее о типе ссылок см. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки на ячейки в Excel). «Зайти» во все ячейки с формулами и изменить ссылки на абсолютные было затруднительно, так как таких ячеек было больше ста…

К сожалению, стандартные средства Excel не позволяют выполнить подобное копирование. Что вообще-то говоря, удивительно! Попробуйте, например, перенести формулу =В1+С1, хранящуюся в ячейке D1, в ячейку D4 (рис. 1). Если выполнить копирование с помощью специальной вставки и опции вставить формулы, в ячейке D4 обнаружите формулу =В4+С4.

Рис. 1. Специальная вставка; чтобы увеличить изображение кликните на нем правой кнопкой мыши и выберите Открыть картинку в новой вкладке

Подробнее »Excel. Перемещение формул без изменения относительных ссылок

Крис Аргирис. Как научить ученого. Одинарный и двойной цикл научения. Преодоление защитной позиции

Прежде чем компания станет обучающейся организацией, она должна разрешить дилемму: успех в конкурентной борьбе все больше зависит от способности учиться, а большинство людей не умеет этого делать (подробнее о самообучающихся организациях см. Питер Сенге. Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации).

В данной статье профессор Гарвардской школы бизнеса Крис Аргирис рассматривает модели поведения, которые блокируют научение в организациях, объясняет, по­чему высокообразованные профессионалы оказываются под влиянием этих моделей, и рассказывает, как компании могут повысить способность своих руководителей и сотрудников к развитию.

Большинство из нас, услышав просьбу оценить свою роль в возникновении проблем, занимают оборонительную позицию и начинают ви­нить кого-нибудь другого. Защитное мышление мешает людям критически отнестись к своему вкладу в те проблемы, которые они призваны решить.

Поэтому при реализации программ организационного на­учения и постоянного совершенствования менеджерам и ря­довым сотрудникам необходимо сконцентрироваться на про­блеме их внутреннего представления о собственном поведении. Если обучить людей новым эффективным методам оценки своих действий, это сломает «оборону», мешающую организа­ционному научению.

Статья Криса Аргириса впервые была опубликована в Harvard Business Review в 1991 г., а на русском языке вышла в сборнике Управление знаниями. — М.: Альпина Бизнес Букс. 2006. — 208 с. (стр. 83–107).

Подробнее »Крис Аргирис. Как научить ученого. Одинарный и двойной цикл научения. Преодоление защитной позиции

Джим Коллинз. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет…

Впервые книгу Коллинза я прочитал около 5 лет тому назад. Мой коллега, к тому времени проработавший в компании много лет, был направлен на курсы повышения квалификации управляющих, и им выдали эту книгу. На меня труд Коллинза произвел хорошее впечатление, и качеством изложения, и полезными выводами. Однако, всё же, являясь по своей первой специальности физиком-исследователем, я с недоверием отнесся к наукообразному туману, который Коллинз постоянно напускал на свои выводы. Ну, сказал бы, что это его взгляд на причины успеха компании! (См. на эту тему замечательное высказывание физика Нобелевского лауреата Ричарда Фейнмана.) Никто бы и слова не возразил. Так нет же… Коллинз пытается показать ОДНОЗНАЧНУЮ связь своих выводов с финансовым успехом… Вот, что он пишет на первых страницах книги: «Мы искали ответы на вопрос – может ли хорошая компания стать великой компанией и, если да, то как? Ответы непреложные, универсальные, которые могут быть использованы любой организацией».

На мой взгляд, сама постановка вопроса неверна. Не существует универсальных, непреложных законов, верных для любой компании, в любой ситуации. Развенчание подходов Коллинза очень наглядно осуществил Фил Розенцвейг в книге Эффект ореола …И другие иллюзии, вводящие менеджеров в обман. Вот что пишет на эту тему Насим Талеб в книге Одураченные случайностью: «Психологи называют переоценку значимости информации, имевшейся у человека в момент совершения события, сделанную с учетом полученной позднее информации, ошибкой ретроспекции, то есть эффектом «я знал, что так случится». Фил Розенцвейг в своей книге «Эффект ореола» доказывает, что именно с ошибкой ретроспекции связаны неверные выводы авторов нашумевших бестселлеров (Коллинз «От хорошего к великому», Питерс «В поисках совершенства») об открытии «чудодейственных» способов ведения бизнеса. Коллинз и Питерс считали, что проанализировали действия компаний-лидеров, и обобщили методы, которыми они добились успеха. Всё наоборот! Успех выделенных компаний – исторический факт, поэтому предложенные методы «как добиться успеха», всего лишь усреднение по этой выборке, и в следующем за выходом книг десятилетии более половины возведенных на пьедестал компаний не смогли удержать своих позиций».

Несмотря на всю критику, книга Коллинза, по праву является бестселлером. Например, она включена в 100 лучших бизнес-книг всех времен по версии Джека Коверта и Тодда Саттерстена. Книга написана очень хорошо, и, безусловно, будет полезна практикующим менеджерам.

Джим Коллинз. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет… – СПб: Издательство Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге. – 312 с.

Подробнее »Джим Коллинз. От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет…

Что не так с нашими организациями? Или системная парадигма vs иерархии

На форуме LeanZone.ru разыгралась нешуточная дискуссия «Системное мышление: миф или реальность?» Не думайте, это не теоретическое обсуждение, а попытка решить очень даже практический вопрос: что не так в управлении нашими организациями? Ветка довольно большая, и не всегда по делу, а вот один пост мне очень понравился, так как кратко излагает системный взгляд на принципы управления организациями. Итак, слово Евгению Ксенчуку…

Глубинное знание, или Модели, которые мы выбираем

Предисловие. Три аксиоматические предпосылки

  1. Термин «знания» в приложении к недетерминированным объектам не совсем удачный. Недетерминированные объекты – такие, поведение которых невозможно предсказать (воспроизвести). Обычно это объекты, в которые входят «живые» существа – бактерии, растения, животные, человек. Лучше использовать термин «модель».
  2. Если фокусироваться на организациях, то есть масса способов их представления – мысленных моделей. Нет «плохих» или «хороших» моделей. Есть модели, помогающие решать проблемы, а есть модели, чаще приводящие к ошибкам. Две классические модели организации – иерархия (Форд, Тейлор, Вебер) и система (Берталанфи, Деминг, Акофф, Голдратт, Гараедаги, Форрестер, Медоуз).
  3. Термин «система» очень многозначный. При рассмотрении модели организации как системы под системой, если очень кратко, принято понимать группу активных взаимодействующих (взаимосвязанных) элементов. Далее используется именно такое определение системы.

Если читатель не принимает (хотя бы на время) эти три аксиомы, то диалог с ним в рамках этого поста будет очень затруднен. Дальнейшее изложение касается систем, активными элементами которых являются люди.

Подробнее »Что не так с нашими организациями? Или системная парадигма vs иерархии

Excel. Диаграмма, изменяющаяся при добавлении данных

Вас, наверное, не раз напрягало, что после добавления данных область диаграммы следует увеличить. Этого можно избежать, если в диаграммах вместо ссылок на ячейки использовать ссылки на именованные динамические диапазоны.

В качестве пример возьмем курс доллара (рис. 1). Для начала создадим обычную диаграмму (тип «График с маркерами»).

Рис. 1. График с маркерами

Подробнее »Excel. Диаграмма, изменяющаяся при добавлении данных

Excel. Круговая диаграмма с двумя наборами данных

Стандартные средства Excel в круговых диаграммах позволяют использовать только один набор данных. В настоящей заметке будет показано, как создать круговую диаграмму на основе двух наборов значений. [1]

В качестве данных для примера я взял население Земли по континентам в 1950 и 2000 гг. (см. лист «Население» Excel-файла; Австралию я убрал так как ее доля ничтожно мала, а диаграмма становится плохо читаемой :)). Сначала создайте базовую круговую диаграмму: выделите диапазон А1:С6, пройдите по меню Вставка → Круговая → Круговая.

Рис. 1. Создаем обычную круговую диаграмму

Подробнее »Excel. Круговая диаграмма с двумя наборами данных

Боб Файфер. Издержки – вниз, продажи – вверх. 78 проверенных способов увеличить вашу прибыль

В последнее время я стал меньше уважать книги-советы. Наверное потому, что, выхваченные из контекста, советы могут быть не только бесполезными, но и вредными. Кроме того, сосредоточенность на экономии мне никогда не нравилась. Сэкономить, как правило, много нельзя, а вот вреда развитию и росту продаж нанести можно очень много…

Тем не менее, книга Файфера содержит довольно много ценных идей, критическое восприятие которых безусловно будет полезно. Советы Боба Файфера применимы к компаниям любого масштаба – от транснациональных гигантов до фирм, где в штате всего два-три сотрудника, – а для их практического осуществления не требуется специальных знаний и навыков: они представлены в виде несложных действий, основанных на здравом смысле.

Боб Файфер. Издержки – вниз, продажи – вверх. 78 проверенных способов увеличить вашу прибыль. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009. – 160 с.

Подробнее »Боб Файфер. Издержки – вниз, продажи – вверх. 78 проверенных способов увеличить вашу прибыль

Пороговые значения и критерии, на основе которых проведено выделение образовательных учреждений, имеющих признаки неэффективности (системный взгляд)

6 ноября посмотрел сюжет в программе Время «Эксперты комментируют скандальный «черный список вузов» Минобрнауки». Предысторию сюжета можно понять, если ознакомиться с документом Министерства «Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования».

Кратко о документе. Получив «волшебный пинок» от Президента (Указ от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки») и Премьера (поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 17 мая 2012 г.) Минобрнауки подготовило критерии и определило пороговые значения показателей, на основе которых проведено выделение образовательных учреждений, имеющих признаки неэффективности.

Подробнее »Пороговые значения и критерии, на основе которых проведено выделение образовательных учреждений, имеющих признаки неэффективности (системный взгляд)

Excel. Подсчет и суммирование ячеек, отвечающих критерию условного форматирования

Ранее я описал, как с помощью пользовательской функции найти сумму значений в ячейках, выделенных цветом. К сожалению, эта функция не работает, если ячейки раскрашены с помощью условного форматирования. Я обещал «доработать» функцию. Но за два года, прошедшие с публикации той заметки, я не смог ни самостоятельно, ни с помощью информации из Интернета написать удобоваримый код… (Дополнение от 29 марта 2017 г. Спустя еще пять лет, код мне всё же удалось написать; см. заключительную часть заметки). И вот недавно я наткнулся на идею, содержащуюся в книге Д.Холи, Р. Холи «Excel 2007. Трюки», которая позволяет обойтись вовсе без кода.

Пусть есть список чисел от 1 до 100, размещенных в диапазоне А1:А100 (рис. 1; см. также лист «СУММЕСЛИ» Excel-файла) [1]. На диапазон наложено условное форматирование, помечающее ячейки, содержащие числа больше 10 и меньше или равно 20.

Рис. 1. Диапазон чисел; условным форматированием выделены ячейки, содержащие значения от 10 до 20

Подробнее »Excel. Подсчет и суммирование ячеек, отвечающих критерию условного форматирования