Перейти к содержимому

Фритьоф Капра. Скрытые связи

В начале ноября 2012-го на форуме LeanZone.ru развернулась нешуточная дискуссия на тему Системное мышление: миф или реальность? Помимо интересного содержания самого обсуждения, в нем также прозвучали рекомендации ознакомиться с рядом книг. Поскольку тема системного подхода к управлению организациями мне очень интересна, я воспользовался рекомендациями и представляю сегодня книгу

Фритьоф Капра. Скрытые связи. ­— М.: ООО Издательский дом «София», 2004. — 336 с.

Подробнее »Фритьоф Капра. Скрытые связи

Рейтинг Форбс 2000 крупнейших компаний мира

В процессе подготовки заметки По следам великих компаний Джима Коллинза. Каковы их результаты сегодня, и что из этого следует… наткнулся на рейтинг Форбс 2000 крупнейших компаний мира. Мне показалось интересным проанализировать этот рейтинг под разными углами зрения.

Методология рейтинга. Специалисты Форбс оперируют данными, доступными на март 2012 г. По каждой компании они собирают информацию об объеме продаж, прибыли, активах и капитализации (рыночной стоимости). По каждому из этих параметров составляется локальный рейтинг, включающий 2000 компаний. Чем выше место компании в локальном рейтинге, тем больше баллов она получает. Компании, не попавшие в один из локальный рейтингов, получают ноль баллов. Далее баллы, набранные во всех 4 локальных рейтингах, суммируются (с одинаковым весом). Наконец, компании ранжируются по набранной сумме. Таким образом, место в рейтинге фактически является неким усреднением по совокупности показателей – объем продаж, прибыль, активы, капитализация (рис. 1–5).

Рис. 1. Лидеры общего рейтинга;  все показатели в млрд. долларов; sales – объем продаж, profits – прибыли, assets – активы, market value – капитализация (рыночная стоимость)

Подробнее »Рейтинг Форбс 2000 крупнейших компаний мира

Экономический цикл. Анализ австрийской школы

Согласно теории австрийской школы, экономический цикл порождается центральным банком и усугубляется всевозможными разновидностями государственного вмешательства, а не является неотъемлемой частью свободной рыночной экономики. В книге показано, как центральный банк, искусственно понижая ставку процента ниже уровня свободного рынка, приводит к ошибочным инвестициям, проеданию капитала, снижению сбережений и чрезмерному потреблению.

Книга представляет собой сборник выступлений на конференции «Boom, Bust, and the Future: A Private Retreat with Austrian Economists», состоявшейся 18-19 января 2002 года в Институте Людвига фон Мизеса (Оберн, шт. Алабама), а также эссе классиков австрийской школы Мизеса, Хайека, Ротбарда и др.

Экономический цикл: Анализ австрийской школы. – Челябинск: Социум, 2005. – 220 с.

Подробнее »Экономический цикл. Анализ австрийской школы

Билеты по курсу Римское право

Мой сын недавно сдал первый в своей жизни экзамен в вузе. Это было Римское право. Результат весьма неплох – 92 балла. Он почти все вопросы подготовил в электронном виде, и я решил, что этот труд не должен «погибнуть». Может быть, и еще кому пригодится. 🙂

 

Билеты были подготовлены с использованием учебников:

  1. Новицкий И.Б. Римское право. – М.: ТЕИС, 1998. — 248 с.
  2. Покровский И.А. История Римского права. – СПб: Издательско-торговый дом «Летний сад», 1999. – 560 с.
  3. Новицкий И.Б., Перетерский И.С. Римское частное право. – М.: Юрайт, 2005 г. – 448 с.

Вопрос №1. Понятие римского частного права. Рецепция римского права

Понятие римского частного права

В Риме еще в древние времена различались две отрасли права — публичное и частное право, ius publicum и ius privatum. Ульпиан: Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное — которое [относится] к пользе отдельных лиц.

В ряде случаев «публичное право» по­нималось римскими юристами и в смысле вообще норм, имеющих безус­ловно обязательную силу и не могущих быть измененными путем соглашений частных лиц. Частное же право — это нормы права, защищаю­щие интересы отдельного лица в его взаимоотношениях с другими людьми.

Подробнее »Билеты по курсу Римское право

Механика экономического цикла: точка зрения австрийской школы

Эта заметка написана по материалам доклада Роджера Гаррисона на конференции «Воот, Bust, and the Future: A Private Retreat with Austrian Economists», состоявшейся 18-19 января 2002 года в Институте Людвига фон Мизеса (Оберн, шт. Алабама). Доклад на русском языке опубликован в книге Экономический цикл: Анализ австрийской школы. – Челябинск: Социум, 2005. – 220 с.

Для представителей австрийской школы, начиная с Бём-Баверка, предложение кредитных ресурсов — это желание людей делать сбережения, а спрос на кредитные ресурсы – это желание фирм либо заимствовать эти сбережения и инвестировать их, либо получать их путем выпуска акций. То есть термин спрос и предложение кредитных ресурсов обозначает все формы сбережений, которые способствуют приросту структуры капитала. Бём-Баверк и даже Кейнс говорили, что лучше использовать термин спрос и предложение инвестиционных ресурсов. Другими словами, значительная часть текущего объема производства потребляется, а часть, которая не потребляется, позволяет увеличивать запас капитала, наращивать структуру капитала. Рассмотрим рис. 1.

Рис. 1. Спрос (С) и предложение (П) кредитных [инвестиционных] ресурсов

Подробнее »Механика экономического цикла: точка зрения австрийской школы

По следам великих компаний Джима Коллинза. Каковы их результаты сегодня, и что из этого следует…

Настоящая заметка написана по следам замечательной книги Джима Коллинза От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет…

Напомню кратко схему исследования (рис. 1). Коллинз выбрал компании, которым удалось осуществить переход от средних результатов к выдающимся, и сохранять высокие результаты в течение, по крайней мере, 15 лет (для Коллинза высокие результаты заключались в росте стоимости акций, по крайней мере, в три раза быстрее рынка).

Рис. 1. Принципы отбора компаний: 15 лет до трансформации средние показатели доходности акций, 15 лет после трансформации – выдающие результаты (в 3 и более раз выше рынка)

Подробнее »По следам великих компаний Джима Коллинза. Каковы их результаты сегодня, и что из этого следует…

Томас Кун. Структура научных революций

Мои друзья и коллеги иногда спрашивают у меня, почему я пишу о тех или иных книгах. На первый взгляд, этот выбор может показаться случайным. Особенно, учитывая весьма широкий спектр тем. Тем не менее, закономерность всё же есть. Во-первых, у меня есть «любимые» темы, по которым я читаю много: теория ограничений, системный подход, управленческий учет, австрийская экономическая школа, Нассим Талеб, издательство Альпина Паблишер… Во-вторых, в книгах, которые мне нравятся я обращаю внимание на ссылки авторов и список литературы.

Так и с книгой Томаса Куна, которая, в принципе, далека от моей тематики. Впервые «наводку» на неё дал Стивен Кови. Вот что он пишет в 7 навыках высокоэффективных людей: «Термин сдвиг парадигмы впервые был введен Томасом Куном в его знаменитой книге «Структура научных революций». Кун показывает, что почти любой значительный прорыв в области науки начинается с разрыва с традициями, старым мышлением, старыми парадигмами».

Второй раз упоминание Томаса Куна мне повстречалось у Микаэля Крогеруса в Книге решений. 50 моделей стратегического мышления: «Модели наглядно демонстрируют нам, что всё в мире взаимосвязано, советуют, как следует действовать в той или иной ситуации, подсказывают, чего лучше не делать. Об этом знал еще Адам Смит и предостерегал от чрезмерного увлечения абстрактными системами. Ведь модели — это, в конце концов, вопрос веры. Если повезет, за утверждение можно получить Нобелевскую премию, как Альберт Эйнштейн. Историк и философ Томас Кун пришел к выводу, что наука в основном работает лишь над подтверждением существующих моделей и проявляет невежество, когда мир в очередной раз не вписывается в них».

И, наконец, Томас Корбетт в книге Учет прохода. Управленческий учет по теории ограничений, говоря об изменении парадигмы в управленческом учете, пишет: «Томас Кун выделяет две категории «революционеров»: (1) молодые люди, только что прошедшие обучение, изучившую парадигму, но не применившие её на практике и (2) люди в возрасте, переходящие из одной сферы деятельности в другую. Людям из обеих этих категорий, во-первых, присуща операционная наивность в той области, в которую они только что перешли. Они не понимают многих деликатных моментов того объединенного единой парадигмой сообщества, к которому они хотят присоединиться. Во-вторых, они не знают, чего делать не следует».

Итак, Томас Кун. Структура научных революций. – М.: АСТ, 2009. – 310 с. [1]

Подробнее »Томас Кун. Структура научных революций

Закон Бенфорда или закон первой цифры

Недавно я прочитал замечательную книгу Леонарда Млодинова (Не)совершенная случайность. Как случай управляет нашей жизнью.
О-о-чень рекомендую! Некоторые фрагменты мне особо понравились, и вот сегодня об одном из них – законе Бенфорда. [1]

Закон Бенфорда или закон первой цифры гласит, что в таблицах чисел, основанных на данных источников из реальной жизни, цифра 1 на первом месте встречается гораздо чаще, чем все остальные (рис. 1). Более того, чем больше цифра, тем меньше вероятности, что она будет стоять в числе на первом месте.

Рис. 1. Вероятность встретить первую цифру в данных, основанных на источниках из реальной жизни

Подробнее »Закон Бенфорда или закон первой цифры

Excel. Биржевая диаграмма, она же блочная, она же ящичная

В одном из комментариев на сайте меня попросили рассказать про ящичные диаграммы. На мой взгляд, эти диаграммы в повседневной офисной практике используются незаслуженно редко. И тому я вижу несколько объяснений:

  • в Excel эти диаграммы носят название биржевые (рис. 1), что, казалось бы, сужает область их применения до специальных сфер деятельности;
  • большинство менеджеров видят мир детерминированным, и потому использование диаграмм, отражающих вероятностный подход, даже не приходит им в голову;
  • возможности Excel в построении таких диаграмм ограничены, а установка надстроек может вызывать затруднения.

Рис. 1. Меню выбора биржевой диаграммы

Подробнее »Excel. Биржевая диаграмма, она же блочная, она же ящичная

5. Оценка эффективности инвестиций

Настоящая заметка написана в рамках курса Современный управленческий учет и посвящена методам, используемым для принятия долгосрочных решений. Такого рода решения включают в себя оценку инвестиций, отдачу от которых планируется получать в течение нескольких лет.

При рассмотрении инвестиционных проектов необходимо учитывать два аспекта. С одной стороны, успех проекта является эмерджентным свойством, поэтому для оценки проектов необходимо использовать не один показатель, а несколько. Подробнее см. 1.3. Основные финансовые показатели. С другой стороны, будущие результаты проекта зависят от целого ряда неопределенностей. То есть оценку проектов следует основывать не только на ожидаемой доходности, но и на величине риска, связанного с этой доходностью. Подробнее см. 6. Управление в условиях риска и неопределенности. Рассмотрение указанных вопросов составляет суть капитального бюджетирования.

Капитальное бюджетирование [1] – процесс принятия решений по выбору соответствующих инвестиционных проектов и определения общей суммы финансирования капиталовложений.

Для капитального бюджетирования важны два вопроса:

  • Сколько всего должно быть потрачено на проекты/активы? [2]
  • Какие проекты должны быть приняты и какие активы необходимо приобрести?

Подробнее »5. Оценка эффективности инвестиций