Перейти к содержимому

2.2. Анализ безубыточности

Настоящая заметка написана в рамках подготовки курса «Современный управленческий учет».

Анализ «затраты – объем – прибыль» (CVP-анализ Cost – Volume – Profit): изучает влияния изменений постоянных затрат, переменных затрат, цены реализации, количества и ассортимента продукции на будущую прибыль. Термин «анализ безубыточности» несколько хуже тем, что может вводить в заблуждение о предмете исследования. Изучение на основе этого анализа гораздо шире, чем просто изучение поведения в районе точки безубыточности.

Маржинальная прибыль на единицу продукции = Цена реализации – Переменные затраты на единицу продукции

Подробнее »2.2. Анализ безубыточности

Снижение рисков и налоговой нагрузки путем разделения видов деятельности по юридическим лицам

В журнале Практическое налоговое планирование вышла моя статья Почему выгодно перевести облагаемые и не облагаемые НДС операции на разных юрлиц

В редакции статья была существенно переработана: диаграммы заменены на таблицы и значительно переработан текст. Для сравнения ниже привожу авторский вариант.

* * *

Если компания осуществляет несколько видов деятельности, часть которых облагается НДС, а часть – нет, существует легальная возможность оптимизировать налоговую нагрузку, разделив бизнес между двумя юридическими лицами. Рассмотрим, за счет чего снижается налоговое бремя.

Традиционный подход – использование раздельного учета

Конечный перечень операций, не подлежащих налогообложению (налогом на добавленную стоимость), приведен в статье 149 Налогового кодекса Российской Федерации (НК). Если организация осуществляет как операции, подлежащие налогообложению, так и операции, не подлежащие налогообложению, ей необходимо вести раздельный учет (п. 4, статьи 149 НК).

Подробнее »Снижение рисков и налоговой нагрузки путем разделения видов деятельности по юридическим лицам

2.1. Поведение затрат при изменении объемов деятельности

Настоящая заметка написана в рамках подготовки курса «Современный управленческий учет».

Когда в контексте управленческого учета говорят о поведении затрат, имеют в виду то, каким образом размер затрат изменяется в зависимости от колебаний уровня деятельности. Уровень деятельности может измеряться различным образом. Например, количеством произведенных единиц, процентом использованной мощности оборудования, количеством отработанных часов…

Понимание модели поведения затрат позволяет прогнозировать деятельность и принимать иные управленческие решения.

Постоянными называются затраты, понесенные в течение учетного периода, которые [в определенных пределах объема выпуска продукции] не зависят от уровня деятельности (рис. 1).

Постоянные затраты понесены в отношении определенного периода времени. Например, аренда офиса или склада, стоимость канала Интернет, заработная плата руководства.

Рис. 1. Постоянные затраты

Подробнее »2.1. Поведение затрат при изменении объемов деятельности

Затенение пространства между линиями графика

Если вы хотите закрасить пространство между двумя линиями графика, сделать это «в лоб» не получится. Однако реализовать задуманное вам поможет использование на одной диаграмме, как линий, так и областей. [1]

Мне потребовалось построить график безубыточности (см. пример на рис. 1). На таком графике по оси абсцисс откладывается объем реализации в единицах продукции, а по оси ординат доходы и издержки. Точка пересечения доходов и издержек и является точкой безубыточности. Слева от нее между наклонными прямыми будет область убытков, а справа – область прибыли. Вот эти области мне и захотелось закрасить для наглядности.

Рис. 1. Графическое представление точки безубыточности – N; АС – линия совокупных издержек; ОD – линия дохода; источник – http://www.cfin.ru/management/costing/savchuk-02.shtml

Подробнее »Затенение пространства между линиями графика

Адизес. Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем

Представляю вашему вниманию книгу Ицхака Адизеса. Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем. Издательство Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге. 2006 г. 306 стр.

К настоящему моменту на русском языке вышло немало книг талантливого и оригинального автора – Ицхака Адизеса. Представляемая книга впервые вышла на английском языке в 1979 году. Не переживайте! Актуальность она не потеряла. Я прочитал большинство книг Адизеса, и могу сказать, что пишет он очень легко и интересно, но… на мой взгляд, несколько однообразно. Все книги «вертятся» вокруг метода Адизеса. Кратко его суть в следующем.

Подробнее »Адизес. Как преодолеть кризисы менеджмента. Диагностика и решение управленческих проблем

Изменение настраиваемого вычисления для поля в отчете сводных таблиц

Сводные таблицы предоставляют широкие возможности обработки данных. О некоторых возможностях пользователи иногда даже не подозревают. 🙂 Рассмотрим следующий пример [1].

Исходные данные представляют собой отчет об отгрузках (в штуках) за первые пять месяцев 2011 г.:

Рис. 1. Исходные данные (источник). Отчет об отгрузках.

Подробнее »Изменение настраиваемого вычисления для поля в отчете сводных таблиц

Анализ основных финансовых показателей Ingram Micro Inc.

Ingram Micro Inc. – крупнейший в мире дистрибутор компьютерного оборудования. Является публичной компанией, поэтому финансовые отчеты доступны на сайте.

Анализ основных финансовых показателей выполнен совместно со Светланой Кононец. При анализе использовались рекомендации Джулиана Дента «Все о дистрибуции. Управление каналами продаж» и Кирана Уолша «Ключевые показатели менеджмента».

Рис. 1. Отчет о прибылях и убытках и баланс Ingram Micro Inc. за 2010-й год

Подробнее »Анализ основных финансовых показателей Ingram Micro Inc.

Индукция и дедукция. Какой тип умозаключений мы используем чаще?

Из этой статьи вы узнаете, что большинство управленческих решений принимается на основе индуктивных (вероятностных) суждений, а также о том, как грамотно использовать понимание этого в повседневной практике.

Холмс: Ватсон! Взгляните на эти звезды и расскажите мне, какой вывод, используя дедуктивный метод, вы можете сделать.

Ватсон: Я вижу на небе миллионы звезд. А раз они существуют, значит, среди них, возможно, есть и планеты. Из чего мы, в свою очередь, делаем вывод, что некоторые из них напоминают нашу Землю. Следовательно, на каких-то из них может существовать жизнь.

Холмс: Ватсон, вы – идиот. Это означает, что у нас украли палатку.

Определение понятий «индукция» и «дедукция»[1]

Возможно, вы удивились, встретив такой заголовок в блоге по менеджменту! Скоро вы поймете, какую огромную роль играет индукция в нашей жизни (не путайте понятие индукции в логике и магнитную индукцию :)).

Благодаря Артуру Конан Дойлу и его герою весь мир познакомился с дедуктивным методом. «Дедукция» из специального и известного только немногим термина превратилась в общеупотребительное и даже модное понятие.

Чего нельзя сказать об индукции. Вообще говоря, в логике существует два типа умозаключений: дедукция и индукция. В зависимости от того, существует ли между посылками, и заключением связь логического следования, можно выделить два вида умозаключений.

В дедуктивном умозаключении эта связь опирается на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью вытекает из принятых посылок. Отличительная особенность такого умозаключения в том, что оно от истинных посылок всегда ведет к истинному заключению.

В индуктивном умозаключении связь посылок и заключения опирается не на закон логики, а на некоторые фактические или психологические основания, не имеющие чисто формального характера. В таком умозаключении заключение не следует логически из посылок и может содержать информацию, отсутствующую в них. Достоверность посылок, не означает поэтому, достоверности выведенного из них индуктивно утверждения. Индукция дает только вероятные, или правдоподобные, заключения, нуждающиеся в дальнейшей проверке.

Подробнее »Индукция и дедукция. Какой тип умозаключений мы используем чаще?

Семь основных инструментов контроля качества

Анализируя большие массивы данных, мы привычно используем среднее значение, реже среднеквадратичное отклонение, еще реже иные методы обработки. Чем вызвано такое «самоограничение»? 🙂 Скорее всего, недостаточными знаниями и опытом в этих вопросах. Откуда современный менеджер может узнать о методах статистической обработки данных? Вряд ли он вспомнит вузовский курс статистики. Да и был ли он включен в учебную программу!?

У меня знакомство со статистикой, точнее с ее использованием в бизнесе, началось около 15 лет тому назад, когда я впервые прочитал о методах менеджмента качества. К сожалению, с первого раза семь основных инструментов мне «не показались»… Я не воспринял их, как «руководство к действию». Скорее, я отнесся к ним, как к чему-то заоблачно заумному. И лишь постепенно в течение нескольких лет, повторно наталкиваясь в литературе на применение того или иного метода, а также в связи с возникновением практических задач, шаг за шагом, я стал понимать смысл этих инструментов и области их применения. Постепенно эти методы я стал использовать в своей практике, даже иногда не вспоминая, что они – часть стройной системы.

Настало время, отдать дань первоисточнику – японскому менеджменту, а также показать, как, казалось бы, книжные знания, становятся мощным инструментом управления реальным бизнесом.

Подробнее »Семь основных инструментов контроля качества