Перейти к содержимому

3.1. Системы учета затрат: традиционный и современный подходы

Настоящая заметка написана в рамках курса Современный управленческий учет. В ней дается альтернативный взгляд на учет затрат, описанный в предыдущих разделах курса.

Современное производство существенным образом отличается от того, что было 30–50 лет назад. Значительно сократился жизненный цикл продуктов, что смещает акцент в конкурентной борьбе в сторону важности быстрого вывода новых продуктов на рынок. Расширились и ассортиментные линейки многих продуктов, что также изменяет фокус с партий большого объема, на мелкосерийное производство широкой номенклатуры товаров. Вслед за производственными системами развивается и управленческий учет и, в первую очередь, учет затрат, предоставляя менеджерам информацию, которая им нужна для принятия решений в современных условиях ведения бизнеса. [1]

Система учета затрат должна быть разработана так, чтобы поддерживать операционные процессы конкретной организации. Система должна предоставлять информацию, которую руководство может использовать для планирования и контроля над деятельностью на оперативном уровне и в долгосрочной перспективе. Система учета затрат также должна способствовать наилучшей организации движения материалов и продукции от одного процесса к другому (это применимо, как к производственным компаниям, так и к предприятиям сферы услуг).

В последние 15-20 лет наблюдались значительные изменения в способах организации производства и связанных с ними систем. Специалист по управленческому учету компании должен быть вовлечен в процесс планируемых производственных изменений на раннем этапе, чтобы систему учета затрат и информационную систему можно было бы соответствующим образом обновить. Это означает не просто иной способ сбора информации (например, с помощью систем ERP-класса), но и полный пересмотр того, какие данные должны собираться, и какая информация должна быть предоставлена.

Новые системы учета затрат должны использоваться для предоставления менеджменту информации о стоимости чуть ли не каждой единицы продукции, а не общих ежемесячных затратах производственных сотрудников. Для адекватного отражения затрат специалист по управленческому учету должен сохранять объективность и быть готов обсуждать существующие и предлагаемые изменения с другими руководителями и сотрудниками.

Традиционную философию производства можно охарактеризовать следующими афоризмами:

  • Время – деньги, поэтому, ни рабочие, ни ресурсы не должны простаивать;
  • Так как время, потраченное на настройку оборудования для работы с разными продуктами, затрачено впустую, продолжительность выпуска каждого вида продукции должна быть как можно более длительной.

Подробнее »3.1. Системы учета затрат: традиционный и современный подходы

Том Дэвенпорт и Джон Харрис. Аналитика как конкурентное преимущество

«Превратить данные в знания», «Заставить идеи работать» – всё это так и останется прекрасными лозунгами, если компания не осознает роль бизнес-аналитики в получении конкурентного преимущества. Сегодня, если воспользоваться терминологией Дарвина, происходит «резкое изменение среды обитания» и условий в мировой экономике. Сейчас неэффективным и медлительным компаниям, не готовым к переменам, просто не остаётся ни единого шанса на выживание. Компании должны эволюционировать, их важнейшими активами должны стать знания и информация.

Предлагаю вашему вниманию краткий конспект книги: Том Дэвенпорт и Джон Харрис. Аналитика как конкурентное преимущество. Новая наука побеждать. – СПб: BestBusinessBooks, 2010. – 264 с.

Подробнее »Том Дэвенпорт и Джон Харрис. Аналитика как конкурентное преимущество

Excel. Как найти циклическую ссылку

Если при открытии Excel-файла появляется предупреждение о циклической ссылке

нажмите «Отмена», и после открытия файла перейдите на закладку «Формулы» в область «Зависимости формул».

Подробнее »Excel. Как найти циклическую ссылку

Малые выборки в конкурентной разведке

Не так давно я прочитал замечательную книгу Дугласа Хаббарда «Как измерить всё, что угодно. Оценка стоимости нематериального в бизнесе». Несколько тем меня заинтересовали, и я решил вернуться к их более подробному изучению позже. Сегодня – одна из таких тем: определение количества элементов генеральной совокупности на основании наблюдения нескольких номеров выборки. Например, имея на руках несколько счетов (накладных) конкурента за определенный период, можно определить количество всех счетов, выписанных им за этот период. По номерам билетов метро (автобуса, электрички) можно оценить число перевозимых пассажиров.

Для начала фрагмент упомянутой книги Хаббарда.

* * *

Серийная выборка

В учебниках по статистике метод серийной выборки [1] обычно не освещается. Не обсуждали бы его и мы, называйся наша книга «Как измерить большинство вещей». Но в период Второй мировой войны данный подход широко использовался для сбора разведывательной информации [2]. Он может пригодиться и сегодня для решения некоторых бизнес-проблем. В годы Второй мировой разведчики союзников собирали сведения о производстве вражеской военной техники, в том числе немецких танков «Mark V».[3]

Сведения о производстве этих тяжелых танков были очень противоречивыми, и руководство разведки союзников не знало, чему верить. В 1943 г. работавшие на союзников статистики разработали метод определения объема производства на основе серийных номеров захваченных танков. Серийные номера следовали друг за другом и включали какую-нибудь дату. Однако по одному серийному номеру еще нельзя было точно сказать, когда был произведен первый танк серии (поскольку серия могла начинаться не с номера 001). Здравый смысл подсказывает, что минимальное месячное производство должно равняться, по крайней мере, разности между последним и первым серийными номерами машин, захваченных в данном месяце. Но нельзя ли узнать из этих номеров что-нибудь еще?

Подробнее »Малые выборки в конкурентной разведке

Excel. Суммирование по диапазону, содержащему ошибку, с помощью формулы массива

Ранее я описал, как использовать формулы массива:

Кто не знаком с формулами массива, предлагаю сначала почитать Введение в формулы массива. Рекомендую также Джон Уокенбах «Формулы в Microsoft Excel 2010», а именно часть IV. Формулы массивов (глава 14. Знакомство с массивами; глава 15. Магия формул массива).

Наверное, вы сталкивались с тем, что функция СУММ не работает, если ее применить к диапазону, в котором содержатся ошибки, например, #Н/Д, #ЗНАЧ! или #ДЕЛ/0!

Подробнее »Excel. Суммирование по диапазону, содержащему ошибку, с помощью формулы массива

Как установить кнопку «Мне нравится» Facebook на блог под управлением WordPress

Такая кнопка устанавливается, чтобы посетители вашего сайта могли поделиться ссылкой на страницу одним кликом (ну… почти одним :)). Если на сайте нет кнопки «Мне нравится», то участник социальной сети вряд ли будет напрягаться, даже если ему понравился какой-то ваш материал. Совсем другое дело, когда для ссылки на понравившуюся страницу надо всего-то разок кликнуть. Итак…

Шаг 1. Переходим на сервис Like Button от Facebook. Вам предлагается самому уточнить, как будет выглядеть кнопка, и что она будет уметь делать. Для этого надо заполнить форму (рис. 1). Заполнив форму, вы получите код для вставки на ваш блог.

Рис. 1. Исходная форма

Подробнее »Как установить кнопку «Мне нравится» Facebook на блог под управлением WordPress

Сила парадигм. Какая женщина изображена на картинке: молодая или пожилая!?

Фрагмент [1] из книги Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей».

В течение нескольких секунд посмотрите рис. 1. Затем посмотрите на рис. 2 и подробно опишите, что вы видите на этом втором рисунке.

1. Молодая женщина

Рис. 1. Молодая женщина

Видите ли вы женщину? Как вы думаете, какого она возраста? Как она выглядит? Как одета? Как вы думаете, кто она такая?

Подробнее »Сила парадигм. Какая женщина изображена на картинке: молодая или пожилая!?

Стивен Кови. 7 навыков высокоэффективных людей

Один из самых важных уроков, которые я получил в своей жизни, звучит так: если вы хотите достичь высочайших целей и добиться выполнения самых сложных задач, сформулируйте принцип, или естественный закон, определяющий результаты, к которым вы стремитесь, и следуйте ему.

Стивен Р. Кови. 7 навыков высокоэффективных людей. – М.: Альпина Паблишер, 2011. – 374 с.

05. Стивен Р. Кови. 7 навыков высокоэффективных людей. Обложка

Конфликты и различия. У всех нас много общего, и при этом мы все же очень разные. Мы по-разному думаем; у нас разные, а иногда и противоположные ценности, мотивы и цели. Естественно, из-за этих различий возникают конфликты. Подход общества к решению конфликтов и преодолению различий заключается главным образом в поощрении стремления «получить максимум того, на что вы способны». Несмотря на то что умение достигать компромисса, когда обе стороны идут на уступки до тех пор, пока не находят некое среднее решение, само по себе полезно, ни одна из сторон в конечном итоге не остается по-настоящему удовлетворенной. Насколько неэффективно мы тратим свои силы, позволяя различиям приводить нас к минимальному общему знаменателю! Сколько мы теряем, игнорируя принцип творческого взаимодействия при выработке решений, которые оказались бы гораздо лучше тех, что изначально предлагались каждой стороной! [1]

Подробнее »Стивен Кови. 7 навыков высокоэффективных людей

Excel. Транспонирование строк в столбцы (или столбцов в строки) с помощью формулы массива

Ранее я описал, как транспонировать столбцы в строки с помощью функции ДВССЫЛ.

Напомню, что, если нужно «переделать» таблицу, ориентированную по строкам, в таблицу, ориентированную по столбцам, можно скопировать строки в буфер, и вклеить на тот же или новый лист с помощью специальной вставки (рис. 1).

Рис. 1. Транспонирование с помощью специальной вставки.

Подробнее »Excel. Транспонирование строк в столбцы (или столбцов в строки) с помощью формулы массива

Excel. Вычисление стандартного отклонения для данных с тенденцией

В своей работе я часто строю контрольные карты Шухарта. Напомню, что контрольные карты Шухарта – один из инструментов менеджмента качества. Используется для контроля над ходом процесса. Пока значения остаются в пределах контрольных границ, вмешательство в процесс не требуется. Процесс статистически управляем. Если значения выходят за контрольные границы, необходимо вмешательство менеджмента для выявления причин отклонений.

Для построения контрольной карты я использую исходные данные, среднее значение (μ) и стандартное отклонение (σ). В Excel: μ = СРЗНАЧ($F$3:$F$15), σ = СТАНДОТКЛОН($F$3:$F$15)

Сама контрольная карта включает: исходные данные, среднее значение (μ), нижнюю контрольную границу (μ – 2σ) и верхнюю контрольную границу (μ + 2σ):

Подробнее »Excel. Вычисление стандартного отклонения для данных с тенденцией