Перейти к содержимому

Управляйте по тенденциям, а не по событиям

Я живу и работаю в Москве, у меня есть современный комфортабельный автомобиль, но в последнее время я езжу на работу на электричке. С точки зрения системного подхода в этом нет ничего удивительного. Питер Сенге, описывая поведение систем, вывел около 10 архетипов – структур, лежащих в основе большинства явлений.

Один из архетипов так и называется – «Трагедия общих ресурсов» (рис. 1).

Рис. 1. Архетип Трагедия общих ресурсов

Подробнее »Управляйте по тенденциям, а не по событиям

Контрольные карты Шухарта. Правила определения отсутствия управляемости

Серьезные идеи (а может быть, и все!? :)) нельзя глубоко постичь с первого «прочтения». Со мной так случается часто. Вот и контрольные карты Шухарта – тема, с которой я впервые познакомился в конце 90-х. Тогда мне попалась на глаза брошюра по курсу менеджмента качества. В памяти практически ничего не отложилось и никаких идей о практическом применении не возникло. И только с 2005-го года я начал использовать сбор данных и построение графиков для контроля над различными параметрами логистических процессов. Тогда я еще не отдавал себе отчета, что строю контрольные карты. И у меня не было важного их компонента – 3-сигмовых контрольных границ, благодаря которым менеджер и понимает, какого рода решения следует принять!

В 2009-м я прочитал книгу Д. Уилера, Д. Чамберса «Статистическое управление процессами. Оптимизация бизнеса с использованием контрольных карт Шухарта» и после этого построение контрольных карт стало значительно более осмысленным. Но… раздел, посвященный критериям определения отсутствия управляемости, на меня не произвел особого впечатления, и на практике я использовал только один признак потери статистической управляемости процесса – выход за 3-сигмовые границы.

01. Vyhod tochki za 3 sigmovye granitsy

Рис. 1. Пример выхода точки за 3-сигмовые границы

Подробнее »Контрольные карты Шухарта. Правила определения отсутствия управляемости

Как с помощью диаграммы приукрасить действительность? или о факторе лжи Эдварда Тафти

В предыдущей заметке о живом классике инфографики Эдворде Тафте я рассказал о его принципе минимизации количества элементов диаграммы. Сегодня мы познакомимся с введенным Эдвардом Тафтом фактором лжи, а также рассмотрим несколько ошибок, возникающих при отображении и интерпретации диаграмм.

Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика
Высказывание приписывается премьер-министру
Великобритании Бенджамину Дизраэли

Я помню, как однажды, работая в издательстве, хотел продемонстрировать сокращение числа ошибок в рекламных объявлениях. Исходные данные выглядели неплохо (рис. 1), но самое первое значение (год 2002-й, I кв.) явно не вписывалось в обнаруженную тенденцию… и я его просто… отбросил (рис. 2).

Рис. 1. Доля объявлений, вышедших с ошибками

Подробнее »Как с помощью диаграммы приукрасить действительность? или о факторе лжи Эдварда Тафти

Принцип Эдварда Тафти минимизации количества элементов диаграммы

Edward R. Tufte – автор нескольких книг [1], посвященных дизайну, инфографике, визуальному представлению количественных данных. Согласно принципу Тафти, диаграмма должна содержать только самое необходимое. Информацию передают ряды данных, а не линии сетки, подписи данных и т.п. Таким образом, элементы диаграммы, которые не передают мысль автора, нужно безжалостно удалить.

Рассмотрим несколько примеров. Для удобства откройте файл Принцип минимизации количества элементов диаграммы Эдварда Тафти. Пример в формате Excel2007.

На рис. 1 представлена стандартная гистограмма, построенная Excel без посторонней помощи.

Рис. 1. Стандартная гистограмма

Подробнее »Принцип Эдварда Тафти минимизации количества элементов диаграммы

Управление каналами ИТ-дистрибуции

Предлагаю вашему вниманию презентацию, подготовленную мною для мастер-класса для магистров Государственного университета – Высшей школы экономики. В презентации внимание сконцентрировано на финансовой стороне дистрибуции, а… Подробнее »Управление каналами ИТ-дистрибуции

1.3. Основные финансовые показатели

Настоящая заметка написана в рамках подготовки курса «Современный управленческий учет».

Позвольте начать с небольшого философского отступления… 🙂 Наши организации являются весьма сложными системами, т.е. сущностями, которые в результате взаимодействия частей могут поддерживать свое существование и функционировать как единое целое. Системы, функционирующие как целое, обладают свойствами, отличающимися от свойств составляющих их частей. Они известны как эмерджентные,  или возникающие, свойства. Они «возникают», когда система работает. Разделив систему на компоненты, вы никогда не обнаружите ее существенных свойств. Единственная возможность узнать, что из себя представляют эмерджентные свойства, состоит в том, чтобы заставить систему работать. Эмерджентные свойства нельзя измерить ни одним из наших органов чувств. Измеряют лишь проявление эмерджентных свойств. В связи с этим, возможны искажения, если ограничиться измерением лишь одного или нескольких параметров.

Из сказанного становится понятным, почему работу компании нельзя охарактеризовать небольшим числом (а уж тем более одним!) показателем. Успех – эмерджентное свойство, которое нельзя измерить прибылью, рентабельностью, долей рынка и т.п. Все эти параметры лишь в той или иной степени характеризуют успех. Тем не менее, финансовые показатели, которые мы сейчас рассмотрим, являются характерными индикаторами успеха. Своим философским отступлением я только хотел предостеречь от абсолютизации того или иного показателя, а также от введения системы управления, основанной на небольшом числе показателей.

Показатели прибыльности (рентабельности)

Маржинальность продаж = (Доходы от продаж – (минус) Себестоимость реализованной продукции) / Доходы от продаж (рис. 1)

Рис. 1. Маржинальность продаж

Подробнее »1.3. Основные финансовые показатели

Эдгар Петерс. Фрактальный анализ финансовых рынков

Фракталы занимает меня всё больше и больше. 🙂 Первое упоминание о них я встретил в книгах Насима Талеба Одураченные случайностью и Черный лебедь. А далее погрузился в предмет, прочитав книгу Бенуа Мандельброта (Не)послушные рынки: фрактальная революция в финансах. Под впечатлением этих произведений я даже предпринял несколько небольших исследований:

Представляю вам еще одну книгу на эту тему. Здесь больше математики, чем в предыдущих произведениях, но я постараюсь не переусердствовать…

Подробнее »Эдгар Петерс. Фрактальный анализ финансовых рынков

Питер Ф. Друкер. Эффективный руководитель

Эту книгу я решил прочитать потому, что она вошла в 100 лучших бизнес-книг всех времен (по версии Джека Коверта и Тодда Саттерстена :)) и не пожалел!

Тираж 2007 г., вышедший в издательстве «Вильмс», сейчас уже вряд ли найдете, но в 2012 г. книга вышла в издательстве Манн, Иванов и Фербер.

Безымянный

Эффективность руководителя обусловлена не «талантом» и уж точно не «гениальными способностями» человека. Эффективный руководитель использует практические методики, которым можно и нужно обучиться. Книги по менеджменту обычно рассказывают об управлении другими людьми. Тема этой книги – управление самим собой для повышения эффективности своей деятельности. То, что люди вообще способны управлять другими людьми, пока никем не доказано. Но вы всегда можете управлять самим собой. Руководители, которые не умеют управлять собой для повышения эффективности своей деятельности, не смогут эффективно управлять своими коллегами и подчиненными. Управление в значительной мере осуществляется на собственном примере. …эффективность работы индивида все больше зависит от его умения эффективно работать в организации, на руководящем посту.

Подробнее »Питер Ф. Друкер. Эффективный руководитель

Александр Остервальдер. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора

Предлагаю вашему вниманию книгу с оригинальным подходом к стратегическому планированию, через разработку и совершенствование бизнес-модели вашего бизнеса.

Александр Остервальдер. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 288 с.

Бизнес-модель служит для описания основных принципов создания, развития и успешной работы организации.

Подробнее »Александр Остервальдер. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора

1.2. Отчет о прибылях и убытках

Настоящая заметка написана в рамках подготовки курса «Современный управленческий учет».

Обсуждение отчета о прибылях и убытках (ОПУ) я начну с прояснения терминов расходы, затраты и издержки. К сожалению, современная экономическая литература [1] не делает различий в этих понятиях. [2] А жаль… Потому что отсутствие четкой понятийной базы приводит к тому, что содержание понятий проявляется только в контексте, то есть в связи с тем, о чем идет речь. Для профессионалов это не так страшно (хотя и они иногда путаются), а для начинающих – близко к катастрофе. 🙁

Итак, начнем. Первый контекст для расходов и доходов связан с отчетом о движении денежных средств (ОДДС). Поступили деньги в компанию – доход, заплатили мы кому-то – расход. Проще некуда! Я думаю, что российский бизнес начала 90-х воспользовался ОДДС именно в силу его простоты и удобства ведения. В принципе, для управления бизнесом на начальном этапе можно использовать этот отчет в качестве единственного. Профессионалы расходы и доходы в ОДДС, называют притоками и оттоками денежных средств.

Второй контекст для расходов и доходов возникает в связи с ОПУ. Легче осознать экономическую сущность этих понятий, если начать с доходов. Доход в ОПУ возникает в связи с реализацией на сторону. Отгрузили клиенту продукцию, оказали услугу, выполнили работу, оформили операцию первичными документами – вот вам и реализация. При этом расходами признаются только те расходы (затраты, издержки), которые были сделаны для получения упомянутых доходов. Если вы приобрели товары на склад (и пока их не реализовали), то это не расходы в терминах ОПУ. Это инвестиции в товарно-материальные запасы, которые повлияют на соответствующую строчку баланса. Вот почему, баланс и ОПУ следует анализировать вместе.

Подробнее »1.2. Отчет о прибылях и убытках