Перейти к содержимому

Томас Каткарт. Как-то раз Платон зашел в бар…

В последнее время меня стали интересовать книги по философии… 🙂 После Карла Поппера мои взоры обратились к шутливому произведению Томаса Каткарта и Дэна Клейна «Как-то раз Платон зашел в бар… Понимание философии через шутки» – М.: Альпина нон-фикшн, 2012. – 240 с.

Книга изобилует массой анекдотов, так что с наиболее мне понравившимися я вас познакомлю…

Вот мои принципы. Если они вам не нравятся – у меня есть другие
Гручо Маркс

Философские интермедии

Димитрий:      Если Атлант держит мир на своих плечах, то что держит Атланта?

Тассо:            Атлант стоит на спине у черепахи.

Димитрий:      А на чем тогда стоит черепаха!

Тассо:            На спине другой черепахи.

Димитрий:      А та черепаха — она на чем стоит?

Тассо:            Мои милый Димитрий, там, внизу, этих черепах без счета!

Вы, наверное, уже поняли, что концепция бесконечного регресса быстро уводит вас в никуда…

Девяностолетний старик говорит своему врачу:

— Доктор, моя восемнадцатилетняя жена ждет ребенка!

— Послушайте, — говорит врач в ответ. — Я хочу рассказать вам историю. Как-то раз один человек отправился на охоту, однако по ошибке вместо ружья взял с собой зонтик. Когда на охоте на него неожиданно напал медведь, он выхватил зонтик, выстрелил и убил хищника.

— Это невозможно! — заявляет пациент. — Должно быть, выстрелил кто-то другой?

— Вот и я о том же! — восклицает доктор.

Это был пример доказательства по аналогии, основанного на том, что у двух схожих результатов должны быть схожая причина.

Подробнее »Томас Каткарт. Как-то раз Платон зашел в бар…

Трансфертное ценообразование

В холдинговых, дивизиональных компаниях или организациях, построенных на основе матричной структуры, руководителей центров финансовой ответственности призывают к тому, чтобы они управляли своими подразделениями как самостоятельными экономическими единицами. (Вопросы создания внутреннего [в рамках компании] рынка я уже рассматривал в заметке «Оценка бизнеса по продукту».) В то же время процесс разделения бизнесов редко осуществляется полностью, поскольку часто подразделения передают товары и предоставляют услуги друг другу. Такая внутрифирменная передача (трансферт) должна характеризоваться определенной стоимостью, определяемой как трансфертная цена. При этом продающее подразделение хотело бы передавать свою продукцию по цене выше себестоимости, то есть получать прибыль. Именно размер и распределение прибыли, возникающей внутри компании, а также проблемы, связанные со стремлением подразделений к локальной оптимизации, составляют суть трансфертного ценообразования. [1]

Система трансфертного ценообразования должна быть направлена на достижение системного [а не локального] оптимума (см., например, Томас Корбетт. «Учет прохода. Управленческий учет по ТОС»), в том числе:

  • обеспечивать оптимальное распределение ресурсов;
  • стимулировать согласованность целей подразделений;
  • мотивировать руководителей подразделений;
  • способствовать оценке эффективности управления;
  • сохранить самостоятельность бизнес-единиц.

При этом трансфертное ценообразование должно быть относительно простым и устойчивым (не требовать частой настройки).

Понятно, что удовлетворить всем этим условиях сложно, так что менеджмент должен отдавать себе отчет, что трансфертное ценообразование – результат некоторого компромисса. И если в конкретной ситуации трансфертные цены не позволяют достичь целей компании, то, пожалуй, нужно пересмотреть договоренности, а не тут же бежать на внешний рынок за товаром или услугой… 🙂

Подробнее »Трансфертное ценообразование

Эластичность спроса по цене

Ценообразование является важным элементом стратегии и тактики ведения бизнеса. Компании, как правило, не свободны в определении цены товаров, а ориентируются на рыночные реалии. Иногда компании могут определять свою цену продажи. В любом случае, ценообразование связано с целями, которые компания стремится достичь. Например, максимизация прибыли, рост выручки, рост доли рынка, загрузка свободных производственных мощностей, наконец, выживание… Важным элементов ценообразования является понятие эластичности спроса по цене [1].

Эластичность спроса по цене [2] позволяет измерить степень реакции покупателя на изменение цен (Википедия).

Прибыль от продажи товаров являемся результатом взаимодействия величины расходов, объема продаж и цены продаж. Ранее я уже посвятил статью анализу безубыточности, или анализу «затраты – объем – прибыль» (CVP-анализ Cost – Volume – Profit). Такой анализ позволяет выявить влияние изменения постоянных затрат, переменных затрат, цены реализации, количества и ассортимента продукции на будущую прибыль. Например объем продаваемых товаров влияет на размер затрат на единицу продукции. С увеличением объема постоянные расходы распределяются на большее количество единиц и, таким образом, расходы на единицу сокращаются (эффект масштаба). Более низкие затраты дают возможность компании снизить цену и еще больше увеличить объем реализации… или не снижать цену и повысить маржинальность продаж. В упомянутой заметке основной упор сделан на анализ внутренних по отношению к предприятию факторов.

В настоящей заметке рассматривается в первую очередь влияние внешних факторов на треугольник «объем продаж» – «цена» – «расходы» (рис. 1). Основное внимание будет уделено взаимосвязи между ценой и объемом продаж и воздействию этих факторов на прибыль.

Рис. 1. Треугольник: «объем продаж» – «цена» – «расходы»

Подробнее »Эластичность спроса по цене

Евгений Коноплев. Про Info. Разложить все по полочкам

Небольшая по объему, но любопытная книжка издательства Альпина Паблишер:

Порядок, столь ненавистный большинству в детстве, со временем превращается для многих в идеал бытия, часто недостижимый. Не знаю как вас, а меня в признанном «парке культуры и отдыха» жителей крупных городов, сиречь магазине IKEA, завораживают макеты меблированных типовых квартир в натуральную величину — так ладно у них там все организовано. Даже грешным делом подумаешь: пришел бы кто-нибудь ко мне, ненужное отобрал и выбросил, нужное рассортировал и разложил так, чтобы было удобно пользоваться.
Дарья Денисова, журнал «Эксперт»

Подробнее »Евгений Коноплев. Про Info. Разложить все по полочкам

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки на ячейки в Excel

Этот материал предназначен для начинающих и подготовлен с участием Анны Ивановой

Ссылка в Excel – это адрес ячейки или диапазона ячеек.

В Excel есть два вида стиля ссылок:

  • Классический (или А1)
  • Стиль ссылок R1C1; здесь R — row (строка), C — column (столбец).

Включить стиль ссылок R1C1 можно в настройках Сервис —> Параметры Excel —> закладка Формулы —> галочка Стиль ссылок R1C1:

Рис. 1. Настройка стиля ссылок

Подробнее »Относительные, абсолютные и смешанные ссылки на ячейки в Excel

Карл Поппер. Логика научного исследования

Практикующие менеджеры в своей работе постоянно сталкиваются с различными сторонами жизни компаний. Некоторые из них [менеджеров], чтобы не плыть по течению под воздействием ежедневных событий, пытаются выявлять закономерности в цепочках случайностей. Поэтому с неизбежностью такие менеджеры приходят к пониманию важности рассмотрения философских вопросов в управлении организациями. Что в этом случае я вкладываю в понятие «философии»? Проще, наверное, пояснить на примерах, чем дать определение… Я, в частности, стараюсь объяснять события не только на основе того, что «видно», но и того, что не видно; прежде, чем решать частный вопрос, я стремлюсь понять, какова его подоплека, какие взгляды компании или отдельных сотрудников лежат в его основе, каковы мировоззренческие аспекты проблемы.

Философия[1] (φιλία – любовь, стремление, жажда + σοφία – мудрость → др.-греч. φιλοσοφία – дословно: любовь к мудрости) – дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, отношения человека и мира.

Зачем философия нужна мне? Чтобы понимать, как жить. Жить интересной, полноценной жизнью. Если я не буду до определенной степени философом, мне навяжут извне некоторый способ жизни. Философия мне нужна для САМОСТОЯТЕЛЬНОГО выбора в этой жизни. [2]

Наверное, теперь вам будет понятно, почему я обратился к чисто философскому труду. Впервые упоминание о Карле Поппере я встретил у Нассима Талеба в «Одураченных случайностью». В дальнейшем ссылки на немецкого философа первой половины XX века я встречал неоднократно. Например, у Александра Фридмана в «Вы или Вас: профессиональная эксплуатация подчиненных» или у Элияху Голдратта в «Правилах Голдратта». Большинство этих ссылок относились к  книге «Логике научного исследования», некоторые умные мысли из которой я вам сегодня и представляю.

Итак, Карл Поппер «Логика научного исследования». – М.: АТС: Астрель, 2010. – 576 с.

Подробнее »Карл Поппер. Логика научного исследования

Кривая обучаемости, кривая обучения, кривая опыта

Для начала разберемся с определениями.

Обучаемость [1] – индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, навыков и умений в процессе обучения. Любопытно, что орфографический словарь портала gramota.ru не знает слова «обучаемость» (кстати, Word тоже его подчеркивает красной линией :))

Кривая обучаемости (рис. 1) – графическое представление изменения скорости обучения определенному знанию или виду деятельности.

Рис. 1. Кривая обучаемости

Подробнее »Кривая обучаемости, кривая обучения, кривая опыта

В чем заключается принцип win-win (выигрыш – выигрыш), и как его реализовать

Из этой заметки вы узнаете:

  • Как распознавать ситуации типа win-lose, или «перетягивание каната»
  • В чем заключается принцип win-win, или «увеличение пирога»
  • Почему успех является эмерджентным свойством, и что из этого следует
  • Как развернуть ситуацию win-lose в сторону win-win

Начну, пожалуй, с высказывания Олега Тинькова:

К великому сожалению, в нашей стране отсутствует культура бизнес-переговоров. Все приходят, чтобы замочить противоположную сторону, выжать из нее что-то, обмануть и уйти. Не всегда это нужно делать. Зачастую можно сделать так, что и вы и партнер получите добавочную стоимость. Это называется win-win situation [1], когда оба выигрывают от бизнес-обсуждения.

Простой пример. Вы пришли на переговоры, чтобы увеличить свою прибыль. Традиционно российские переговорщики поступают так: есть пирог; он [контрагент] пытается отжать кусок у вас, вы пытаетесь отжать кусок у него. Вы оба боретесь за кусок пирога.

Что принято по win-win situation на Западе? Не смотри, сколько он заработает, как ему это выгодно, смотри, что тебе выгодно. Ты зарабатываешь деньги, получаешь прибыль. Тебе все равно, сколько получит он, не нужно пытаться его обмануть. Вместо этого лучше вместе с ним заработать больше. То есть увеличить пирог и поделить его.

Подробнее »В чем заключается принцип win-win (выигрыш – выигрыш), и как его реализовать

Одна из важных компетенций руководителя – «Саморазвитие»

Это фрагмент книги Александра Фридмана «Вы или Вас: профессиональная эксплуатация подчиненных»

Саморазвитию, как и многому другому, можно учиться. Для этого надо в первую очередь узнать себя: понять свой характер и соответствующие ему автоматические настройки.

Я имею в виду те поведенческие шаблоны, которые у нас формируются в качестве неких компромиссов между стремлением к результатам и нежеланием входить в состояние дискомфорта. Набор своих шаблонов каждый человек использует для разрешения большинства жизненных ситуаций, а их ценность заключается в возможности лишний раз не думать и, следовательно, оптимизировать энергозатраты. Но ценность эта мнимая, так как экономия энергии отнюдь не является ключевым приоритетом в рамках решения современного набора задач.

В результате инвентаризации своих настроек нам станет понятна ситуация, как она есть. Теперь можно будет оценить полезность или, наоборот, вредность отдельных шаблонов, а затем и приступать к осознанной и — обязательное условие — постепенной реконструкции своей «автоматической коробки».

Подробнее »Одна из важных компетенций руководителя – «Саморазвитие»

О поощрениях и наказаниях

Это фрагмент книги Александра Фридмана «Вы или Вас: профессиональная эксплуатация подчиненных»

Правильно организованное моральное наказание приводит к следующим результатам.

  1. Подчиненный понимает, что именно он сделал неправильно.
  2. Подчиненный знает, как поступать правильно, и не видит к этому никаких логических или ресурсных препятствий, кроме возможного собственного неудобства от изменения уже привычных поведенческих алгоритмов.
  3. Подчиненному психологически неприятно то, что с ним проделал руководитель.
  4. Подчиненный злится не на руководителя, а на себя самого, так как понимает, что вел себя действительно неправильно.
  5. Подчиненный не хочет повторения процедуры наказания и ради этого готов подвергнуть себя временным неудобствам, связанным с перенастройкой алгоритмов.
  6. Подчиненный понимает, что его движение в правильную сторону будет должным образом поддержано и оценено как руководителем, так и всей системой управления, без учета ранее имевшего место негатива.
  7. Подчиненный понимает, что, в случае невозможности предоставления поддержки, он не будет подвергнут наказанию за то, что не совершил «подвига» и не добился необходимых результатов вопреки отсутствию необходимых для этого ресурсов.

Подробнее »О поощрениях и наказаниях