Перейти к содержимому

Уровень коррупции в России

Настоящая заметка навеяна статьей Андрона Кончаловского в «Коммерсанте» – «Ужаснись сам себе». В ней автор приводит примеры тяжелого положения граждан России в социальной, демографической, экономической сферах. В частности, упоминается и высокий уровень коррупции. Мне захотелось провести небольшое изучение по этому вопросу.

Всемирные исследования в области коррупции проводит Центр антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International (имеется и его российское отделение). Метод исследования – опросы населения, экспертов и др. В результате опросов формируется индекс восприятия коррупции (ИВК) практически для всех стран мира. Ежегодно публикуется рейтинг. Так, например, в 2011-м году Россия поделила 143–151 места из 182, набрав 2,4 балла (максимально возможное значение – 10 баллов). Первая десятка рейтинга:

Новая Зеландия 9,5
Дания 9,4
Финляндия 9,4
Швеция 9,3
Сингапур 9,2
Норвегия 9,0
Нидерланды 8,9
Австралия 8,8
Швейцария 8,8
Канада 8,7

Вот как выглядят данные ИВК за 2011 г. на карте мира:

Рис. 1. Карта индекса восприятия коррупции 2011

Подробнее »Уровень коррупции в России

Масааки Имаи. Гемба Кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества

Ранее я уже рассказал о книге Масааки Имаи «Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний». Напомню, что кайдзен (яп. 改善) – японская философия / практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, управления, а также всех аспектов жизни.

Глава. 1. Введение в кайдзен

Хотя улучшения, достигаемые путём реализации концепции kaizen, проходят медленно и малозаметны, спустя какое-то время это приводит к весьма значительным результатам.

Менеджмент должен научиться внедрять некоторые базовые понятия и системы для того, чтобы реализовать стратегии kaizen:

  • Kaizen и менеджмент
  • Процесс, а не результат
  • Следование циклам PDCA/SDCA
  • Качество – на первом месте
  • Говорить, оперируя данными
  • Следующий процесс – это потребитель

Подробнее »Масааки Имаи. Гемба Кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества

Джеффри Дж. Фокс. Как стать первоклассным руководителем

В наше время компания будет прибыльной только тогда, когда в ней царит дух сотрудничества, когда руководитель четко ставит цели, а каждый сотрудник на своем рабочем месте заботится об успехе компании. Поэтому для руководителя как никогда важно окружить себя талантливыми сотрудниками. Книга Джеффри Фокса содержит выверенные и зачастую нестандартные рекомендации, как выполнить эту нелегкую задачу.

Как может судьба человека оказаться в руках дурака?
БобДилан

Не перечь ему и не указывай.
Вилли Нельсон

Подробнее »Джеффри Дж. Фокс. Как стать первоклассным руководителем

Пит Панде, Ларри Холп. Что такое «шесть сигм»?

Книга может служить введением в тему управления качеством. Всего около 150 страниц небольшого формата позволят за 3 часа узнать, что такое «шесть сигм», и как это новое знание можно применить в вашей работе. Минимум математики и статистики.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ «ШЕСТЬ СИГМ»?

Шесть сигм – это более разумный способ управлять всей компанией или отдельным подразделением. Концепция «шесть сигм» ставит на первое место потребителя и помогает находить самые лучшие решения, опираясь на факты и данные. Концепция «шесть сигм» нацелена на три основные задачи:

  • Повысить удовлетворенность клиентов.
  • Сократить время цикла (время, требуемое для выполнения одного операционного цикла).
  • Уменьшить число дефектов.

Суть концепции «шесть сигм» находится за пределами статистики. Шесть сигм – это полное согласие менеджмента, это философия совершенства, акцент на потребителя и на совершенствование процессов, готовность принимать решения на основе данных (а не интуиции).

Подробнее »Пит Панде, Ларри Холп. Что такое «шесть сигм»?

Excel. VBA-код для создания подписей к данным диаграммы

Ранее я уже подробно рассказывал о пузырьковых диаграммах. Кратко напомню.

Пузырьковая диаграмма – это разновидность точечной диаграммы, в которой точки данных заменены пузырьками, причем их размер служит дополнительным (третьим) измерением данных. На пузырьковой диаграмме, как и на точечной, нет оси категорий — и горизонтальная, и вертикальная оси являются осями значений. В дополнение к значениям X и значениям Y, наносимым на точечную диаграмму, на пузырьковой диаграмме показаны также значения Z (размер).

Пузырьковые диаграммы позволяют наглядно представить и анализировать взаимозависимости трех переменных.

В качестве примера построения пузырьковой диаграммы я привел распределение населения России по федеральным округам (рис. 1; см. также Excel-файл). Карта России была найдена в Интернете, сохранена как рисунок и импортирована в качестве фона области построения диаграммы. Координаты (X и Y) каждого «пузыря» были подобраны вручную.

Рис. 1. Распределение населения России по федеральным округам

Подробнее »Excel. VBA-код для создания подписей к данным диаграммы

Сет Годин. Пробуй – получится! Когда в последний раз вы делали что-то впервые?

Когда в последний раз вы начинали что-то по-настоящему новое? Новый бизнес? Новый проект? Если вы это делали уже давно, если вас останавливает страх неудачи или если вам непонятно, как к этому подступиться, то «Пробуй – получится!» — книга для вас. Часто, не решаясь сделать первый шаг, мы забываем о том, что все хорошие компании, идеи и продукты созданы теми, кто постоянно экспериментировал и выходил за рамки «зоны комфорта». Реализация любого проекта всегда сопряжена с рисками, но, если вы занимаетесь делом, к которому у вас лежит душа, не стоит бояться неудач. Рано или поздно вы обязательно добьетесь успеха.

Книга – манифест о том, как начать… Начать проект, привлечь к нему внимание, принять на себя риск.

Подробнее »Сет Годин. Пробуй – получится! Когда в последний раз вы делали что-то впервые?

Бухгалтерский подход к менеджменту

Двойственность [1]

Вопрос консультанту: За 17 лет мы смогли преодолеть бардак не только в организации дел, но и в головах. Теперь все под контролем! «Что не измеряется, то и не управляется» это уже девиз нашей компании, который можно было бы написать на ее гербе. Но я стал понимать, что в нашей отточенной структуре что-то не так. Ее «шестеренки» перестают работать на успех. Мы стали чаще проигрывать. Не пойму, в чем дело?

Ответ: Наверное, у вас осталось слишком мало беспорядка –  это же очень опасно!

Вы, конечно же, наблюдали, как забавно играют друг с другом две подружки «Спрос» и «Предложение». Когда приседает одна, через некоторое время садится вторая. Стоит первой подпрыгнуть — вторая за ней. Забавно здесь то, что никогда они одновременно не бывают внизу или наверху. Почему так?

Почему-то в менеджменте нет такого учения, которому не противостояло бы другое. Судите сами…

Одна бизнес-школа учит – надо следовать за спросом. Зорко наблюдая и прогнозируя спрос, вы всегда успешны, поскольку адекватны рынку. Другая бизнес-школа утверждает – спрос всегда следует за вами, если у вас передовые технологии. Опирайтесь на технологии – это фундамент успеха. Правильный маркетинг, учат одни учебники, это когда вы создаете то, что покупают, а не продаете то, что у вас есть. Они говорят, что «маркетинг начинается там, где кончается сбыт» [2]. Другие поучают, что покупается все, если вы правильно продаете, если вы умеете создавать сильные концепции продаж [3]. Некоторым компаниям успех принесли четко прописанные зоны ответственности работников. Другим – полное отсутствие должностных инструкций и подбор персонала, готового в любое время решать любые задачи. Мы за функциональный подход к компетентности (европейская школа), а мы — за личностный (американская). Одни за обучение «сверху», а другие — за обучение «снизу»!

Подробнее »Бухгалтерский подход к менеджменту

Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой

Основным принципом Канта, критерием всех его этических максим, был, как он сам называл его, «главный категорический императив» [1]. Правда, на первый взгляд он кажется лишь приукрашенной версией старого золотого правила, которое гласит: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».

Главный категорический императив: «Действуй исходя лишь из тех максим, которые, по твоему представлению, могли бы служить всеобщим законом».

Конечно, версия Канта кажется заметно менее душевной. Сам термин «главный категорический императив» звучит как-то очень по-немецки. Впрочем, в случае Канта это неизбежно: он же, в конце концов, был немцем!

Подробнее »Поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой

Центры финансовой ответственности

Организация – сложная система. И для управления ею целесообразно выделять отдельные подсистемы. В соответствии с принципом декомпозиции эти подсистемы могут быть определены:

1)      по видам деятельности; основой декомпозиции служат структурные или функциональные элементы компании; в этом случае мы получим организационную структуру компании; элемент системы – подразделение;

2)      по результатам деятельности (по используемым ресурсам или полученным доходам); в этом случае мы получим финансовую структуру компании; элемент системы – центр финансовой ответственности.

Как правило, декомпозиция проходит по структурному принципу, что, к сожалению, приводит к главенству функций в организации. В тоже время, очевидно, что коммерческие компании созданы для получения дохода, так что разбиение компании на центры финансовой ответственности представляется более логичным. В этом случае главенство будет отдано зарабатыванию денег или экономии ресурсов (в зависимости от типа центра финансовой ответственности). Основная идея такого подхода состоит в том, что компания может быть поделена на части, каждая из которых будет управляться отдельным менеджером или командой управленцев.

Каждая часть компании (центр ответственности) имеет бюджет и предоставляет отчет о результатах деятельности. Таким образом, основным способом оценки деятельности становится сравнение бюджетных и фактических показателей по каждому центру ответственности. Такое сравнение может проводиться как по отдельным показателям затрат или доходов, так и по некоторому набору показателей деятельности.

В настоящей заметке [1] будут рассмотрены:

  • различные типы центров финансовой ответственности;
  • способы выбора и применения показателей эффективности деятельности;
  • влияние тех или иных показателей деятельности на поведение руководителей центров ответственности.

Мы будем различать два основных типа центров финансовой ответственности: центры затрат и центры доходов.

Подробнее »Центры финансовой ответственности

Принцип декомпозиции

Ранее я уже останавливался на нескольких принципах кибернетики, применяемых в управлении организациями:

На мой взгляд, эти принципы дают практикующим менеджерам отличную базу. Например, извечный спор: должны ли правила обслуживания клиентов быть гибкими, или наоборот, следует стремиться к единообразию. Закон необходимо разнообразия гласит: разнообразие сложной системы требует управления, которое само обладает достаточным разнообразием. Сразу всё проясняется! 🙂 Поскольку управляемый объект – клиенты – весьма разнообразны, то и для управления отношениями с ними, необходимо обладать не меньшим разнообразием. Или такая дилемма: следует ли предлагать руководителю единственный вариант решения вопроса, или выдвинуть несколько альтернатив? Ответ содержится в принципе выбора решения: там, где принятие решения строится на анализе одного варианта, присутствует субъективное управление. Решение должно приниматься на основе выбора одного из нескольких вариантов.

Представляю вам очередной закон кибернетики – принцип декомпозиции. [1]

Подробнее »Принцип декомпозиции