Перейти к содержимому

От функционального менеджмента к процессному

А в чем, собственно говоря, проблема!? Почему добрый старый метод деления компании на функциональные подразделения больше не удовлетворяет? Кому он мешает? И мешает ли? И что такого произошло в последнее время, что об этом заговорили в полный голос?

На мой взгляд, кризис функционального подхода обусловлен следующими фундаментальными изменениями:

  • сокращением жизненного цикла продукта, и, вообще, ускорением всех процессов в бизнесе; прошли времена, когда новация захватывала рынок, и оставалась доминирующей пять, а то и десять лет; сейчас новаторский продукт не позволяет почивать на лаврах; необходимо тут же идти вперед

– У нас, – сказала Алиса, с трудом переводя дух, – когда долго бежишь
со всех ног, непременно попадешь в другое место.
– Какая медлительная страна! – сказала Королева. – Ну, а здесь,
знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же
месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!
Льюис Кэрролл. Алиса в зазеркалье

  • ростом насыщенности рынков (ростом конкуренции), приведшем к трансформации рынка продавца в рынок покупателя; компании, «смотрящие внутрь себя», всё больше и больше будут уступать компаниям, ориентированным на клиентов.

В чем же недостатки менеджмента, основанного на функциональном подходе? Что можно противопоставить традиционной парадигме? Какие преимущества дает процессный подход, и в чем его суть? Ответы на эти вопросы вы найдете в книге Хартмута Биннера Управление организациями и производством: От функционального менеджмента к процессному. Подробнее »От функционального менеджмента к процессному

Excel. Преобразование как бы чисел

Когда я работал в издательстве (сначала верстальщиком, а затем начальником производственного отдела) моим основным рабочим инструментом была программа вёрстки PageMaker от фирмы Adobe (ныне на смену ему пришел InDesign). Когда я освоил все нюансы работы в PageMaker, я стал задумываться о том, что еще можно сделать для сокращения рутинных операций, увеличения доли творчества в работе верстальщика. И я открыл для себя язык Script, поддерживаемый PageMaker. Было это в далеком 1995-м году. Описания языка скриптов нигде не было, но я был настойчив, и нашел вариант – заказал англоязычную книгу у дистрибутора Adobe в России. Через несколько месяцев книга была у меня! Счастью не было предела! Сначала я самостоятельно освоил самые простые скрипты, которые позволяли ускорить работу и внедрить стандарты обработки текста разными верстальщиками. А затем придумал процедуру автоматической верстки текстовых объявлений.

С тех пор прошло много времени и уже давно моим основным инструментом в работе является Excel. Подробнее »Excel. Преобразование как бы чисел

Определение – ключ к овладению понятием

Человек мыслит понятиями. Если он не понимает, что подразумевает тот или иной термин, он не способен им воспользоваться. Например, сегодня мне встретилось новое слово – фрустрация. [1] И пока я не залез в Википедию, меня терзал вопрос: «о чем это автор тут говорит?».

Некоторые понятия мы определяем интуитивно (нам кажется, что мы давно/всегда понимали, о чем речь), про некоторые – узнаем из литературы. Иногда мы читаем о, казалось бы, знакомой вещи, но понимаем, что новое определение дало нам что-то большее, позволило иначе взглянуть на мир.Подробнее »Определение – ключ к овладению понятием

Графики в Excel. Делаем «красивой» шкалу времени

Возможно, вы уже сталкивались с тем, что шкала времени на графиках иногда отражается «криво». Рассмотрим пример. Вот какую шкалу времени Excel создал в автоматическом режиме:

Подробнее »Графики в Excel. Делаем «красивой» шкалу времени

Три источника и три составные части менеджмента

В своем становлении в качестве менеджера я прошел два этапа. Сначала я думал, что все процессы в компании и взаимодействие с сотрудниками можно строить на основе рационального начала – intelligence quotient (IQ). И я столкнулся с тем, что иногда это не работает. Если бы я управлял такими же людьми, как я, то всё было бы замечательно, но люди разные. Более 10 лет тому назад, занимая пост генерального директора издательства «Советский спорт», я познакомился с Владимиром Викторовичем Столиным – руководителем консалтинговой компании «Экопси». Владимир Столин был привлечен владельцем бизнеса для проведения ассессмент центра, то есть оценки меня в бизнес-среде издательства. Столин отметил высокие интеллектуальные компетенции, и выявил определенные проблемы с эмоциональным интеллектом – emotional quotient (EQ). С тех пор я уделяю серьезное внимание этой составляющей моего стиля управления: читаю литературу, пробую применять различные техники в своей практике менеджмента.

Подробнее »Три источника и три составные части менеджмента

В корпоративном управлении не существует «волшебных таблеток»

Бизнес не стоит на месте. Всё время происходят какие-то изменения. Предприниматели (менеджеры) постоянно принимают решения, адаптируя свой бизнес (свои организации) в соответствии с требованиями времени. Часто проблемы весьма значительны, и готовых решений нет. Исследователи (научные работники) видят, что предпринимателям можно помочь, обобщив информацию о методах ведения бизнеса, и выделив ключевые методы, приводящие к успеху. Некоторые менеджеры весьма охотно соглашаются с предложенными «рецептами», поскольку использовать «волшебные таблетки» куда как проще, чем постоянно из года в год кропотливо заниматься корпоративным строительством.

Подробнее »В корпоративном управлении не существует «волшебных таблеток»

Почему менеджеры управляют не системно?

«Системный подход», «системный взгляд», «системное решение» – модные нынче слова. К сожалению, большинство руководителей используют их просто как устоявшиеся словосочетания… В то же время, управление системами подчиняется своим законам, и принципиально отличается от привычного нам управления на основе причинно-следственных связей. Более того, законы управления системами – объективны, то есть действуют независимо от воли субъектов (менеджеров).

Подробнее »Почему менеджеры управляют не системно?

Вовлеченность сотрудников и клиентов, как фактор успеха бизнеса

Мир не совершенен. Читаешь книги по менеджменту, и удивляешься, где так управляют!? Нас окружает совершенно иная действительность: коррупция, беззаконие, откаты, совок, иногда доходящее до беспредела отношение к работникам (иногда, всё же, в рамках приличий), полная некомпетентность топ-менеджеров… Стоп. В чем некомпетентность? В том, как эти умения описаны в книгах? Но если бизнес в России – это на 80% (или более) распил бабла, падающего на всю страну от нефтедолларов, то, наверное, именно умение подставить руки под этот живительный дождь и есть ключевой навык менеджеров!? А не всякие там мелочи, типа управление персоналом, финансами, изменениями и тому подобными глупостями!?

Ну да ладно, что-то я отвлекся…

Тем, кто не обладает ключевой компетенцией (или просто руки дырявые :)) предлагаю, пока суд да дело, ознакомиться с идеями Джона Флеминга и Джима Асплунда, изложенными в книге «Управление качеством услуг: Метод Human Sigma», вышедшей в 2009 году в издательстве Альпина Бизнес Букс.

Идея книги одной фразой:

Финансовый успех бизнеса определяется вовлеченностью сотрудников и клиентов. Управляйте взаимодействием «сотрудник – клиент».

Подробнее »Вовлеченность сотрудников и клиентов, как фактор успеха бизнеса

Приоритет в организационных улучшениях – интеграции

Вы не задумывались, почему в последнее время так много внимания уделяется интеграции, работе в командах, управлению процессами? На мой взгляд, делается акцент на системный подход в менеджменте. Читали один из первых отечественных бестселлеров – 7 нот менеджмента? А иную специальную литературу по управлению маркетингом, персоналом, финансами, операциями, логистикой?.. Теория и практика довольно неплохо освоили кирпичики, из которых складывается мозаика управления. Но почему-то эта мозаика часто не работает. Слишком много анализа в управлении, и недостаточно синтеза. Не хватает единого взгляда на организацию, недостаточно внимания уделяется сквозным бизнес-процессам, не хватает ИНТЕГРАЦИИ.

Подробнее »Приоритет в организационных улучшениях – интеграции