Настоящая заметка написана в рамках подготовки курса «Современный управленческий учет».
Основные решения, принимаемые в бизнесе, «вращаются» вокруг изменения уровня деятельности, ассортимента, ценообразования в целом и цен в отдельных сделках. При принятии решений следует анализировать лишь те затраты, которые изменятся в зависимости от принятия того, или иного решения. Такие затраты называют релевантными. Затраты, которые не меняются при принятии конкретного решения, называются нерелевантными.
Большинство тактических решений вовлекают в круг релевантных переменные затраты. (И наоборот, большинство стратегических решений оказывает влияние на постоянные затраты.) Из этого следует, что при принятии тактических решений необходимо основываться на маржинальном методе калькулирования затрат, поскольку этот метод учитывает только переменные затраты и не рассматривает, каким образом (на основе какой базы) распределяются постоянные затраты. То есть, принимая тактические решения, как правило, надо изучить, увеличится ли маржинальная прибыль, или нет [считая что постоянные затраты останутся неизменными].
Еще один важный аспект принятия краткосрочных решений заключается в том, что необходимо анализировать не только финансовые последствия, но и не финансовую информацию: взаимодействие с ключевыми клиентами, изменение доли рынка, влияние на персонал…
Подробнее »2.3. Использование анализа затрат для принятия управленческих решений